Задачи проверки. Условная двигательная реакция при слуховом восприятии речевых стимулов

выявить возможности ученика в восприятии на слух (без слухового аппарата) в условиях ограниченного выбора различных по фонетическому составу и ритмической структуре групп слов;

соотнести полученные данные с состоянием слуха ученика по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

Тестовый материал — списки слов, разработанные Е.П. Кузьмичевой.

Первая группа слов — мяч, рыба, корзина.

Вторая группа слов — папа, рыба, бумага.

Третья группа слов — самолет, собака, бабушка.

Методика проведения обследования. Обследование проводят на нескольких занятиях. Сначала обследуют лучше слышащее ухо, затем — хуже слышащее. Перед проверкой учитель убеждается в том, что ученик знает слова, которые ему будут предъявлены. Для этого ребенок самостоятельно подкладывает письменную табличку к картинке (предмету или игрушке) и читает ее вслух. Ребенок учится различать слова первой группы на основе зрительного восприятия и соотносить воспринятое с картинкой (предметом или игрушкой). Учитель два-три раза говорит (голосом нормальной разговорной громкости) каждое слово и показывает соответствующие картинку, предмет или игрушку. Ученик по подражанию учителю повторяет его действие и говорит слово (в соответствии со своими возможностями). Затем ребенку предъявляют данные слова в последовательности, исключающей догадку (т.е. не по порядку). Каждое слово предъявляется не менее трех раз. Ученик, восприняв слово, показывает на соответствующий предмет или табличку и называет их.

После того как учитель убеждается, что задание школьником понято, аналогично проводят обучение восприятию данных слов на слух. При этом образец звучания слов ученик воспринимает сразу на слух у ушной раковины (экран не используют) при одновременном показе учителем картинки. Ученик воспринимает слово, показывает соответствующую картинку (предмет, игрушку) и называет его.

Если ребенок уверенно различает на слух слова первой группы (не менее 60 % правильных ответов), ему предлагают следующую группу слов, более близких по словоритмической структуре, напри- 120

мер, папа, рыба, бумага. Обучение проводится аналогично. Если ученик справляется и с этим заданием, т.е. уверенно различает на слух слова второй группы, ему предлагают следующую группу слов, одинаковых по словоритмической структуре, например, самолет, корзина, бабушка. Обучение и проверку проводят аналогично.

В случае уверенного выполнения задания на слух ребенку предлагают слова из всех трех групп. Обучение и проверку проводят аналогично. Кроме этого, ученику предлагают на слух слова, незнакомые по звучанию, например, погода, чай, карандаш и др. Как правило, в этом случае дети воспроизводят контур воспринятых на слух слов.

Полученные данные записывают в протоколе.

Анализ результатов: полученные результаты соотносят с данными субъективной тональной пороговой аудиометрии.

Если с учениками не проводилась достаточная коррекционная работа по развитию слухового восприятия, то дети, воспринимающие ограниченный диапазон частот (до 500 Гц), различают только первую группу слов, иногда с трудом. Ученики, воспринимающие более широкий диапазон частот (до 1000 Гц), различают на слух слова первой и второй групп, но испытывают затруднения при различении третьей группы слов. Ученики, воспринимающие широкий диапазон частот (до 4 000 — 6 000 Гц), различают слова первой, второй и третьей групп. Глухие дети со значительными остатками слуха различают слова из всех грех групп и воспринимают контур незнакомых по звучанию слов.

Если с учеником проводили работу по развитию слухового восприятия в полном объеме программных требований по дошкольному коррекционному обучению, то он, в большинстве случаев, будет различать на слух предлагаемый речевой материал. Полученные данные проверки не будут точно соотноситься с состоянием его тонального слуха.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий