Выделяют несколько форм психопатии

vydelyajut neskolko form psihopatii

Истероидная форма. Характерна эксцентричность, неестественность, театральность поведения, жажда признания. Лица с этой формой психопатии отличаются повышенной внушаемостью, наклонностью устраивать публичные сцены.

Взрывчатая эксплозивная форма. Для этой формы психопатии характерна несдержанность, невозможность тормозить свои аффекты, агрессивность, негативизм, застревание на мелочах, конкретность мышления.

Эпилептоидная форма близка к взрывчатой форме. Как следует из названия, эпилептоид, то есть похожий на эпилептика, имеет эпилептические черты характера, проявляющиеся в чрезмерной скупости, педантичности, аккуратности, въедливости и т. д.

Аффективная форма. Люди, страдающие такими психопатиями, выделяются неустойчивым настроением, которое может быть повышенным (гипоманиакальным) или пониженным (депрессивным).

Паранойяльная форма (параноики). Они недоверчивы, подозрительны, конфликтны или замкнуты, склонны к бредовым построениям, идеям, отношениям. Они часто считают

себя обойденными, ущемленными, имеют врагов, которые якобы специально действуют против них. Эти больные нередко вступают в сутяжную борьбу с окружающими, проявляя мстительность, злопамятность.

Шизоидная форма. Лица с этой формой психопатии — чудаки, «не от мира сего», странные. Часто они живут в отрыве от действительности, бывают эмоционально холодны и сверх меры рациональны, часто находятся в особых отношениях с семьей, не имеют привязанностей.

Для многих психопатических личностей характерно антисоциальное поведение. Психопатические свойства обнаруживаются в детстве; у большинства детей и подростков становятся заметными в школьном возрасте; затем, примерно у 60 процентов таких лицг психопатические свойства начинают постепенно уменьшаться. Большую роль в этом играет целенаправленное воспитание, ориентированное на компенсацию и подавление ненормальных свойств характера (спокойная обстановка дома, в школе, отсутствие примеров для дурного подражания). У остальных психопатические свойства продолжают доминировать в характере и даже обостряются в подростковом возрасте. Обычно в 25—50 летнем возрасте психопатические свойства заметно уменьшаются, но после 55—60 лет характер у многих вновь ухудшается.

При психопатиях (во всех ее формах) имеются дефекты личностного развития, в основном в моральной сфере. Такие люди отличаются жестокостью, бесчувствием, бессовестностью. Поэтому в процессе воспитания необходимо культивировать в больных детях отсутствующие у них свойства и, в первую очередь, чувство вины за совершенный проступок.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «личность»? В каких отношениях находятся понятия «человек», «индивид*, «индивидуальность», «личность»?

2. Назовите обобщенные качества и потенциальные возможности развивающейся личности.

3. Что следует понимать под структурой личности? Назовите основные подходы к разработке структуры личности.

4. Проанализируйте структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, А.В. Петровским.

5. Перечислите основные трудности в определении понятий «норма» и «патология» в развитии личности. Назовите признаки, фиксирующие проявления нарушений в личностном развитии детей и подростков.

 

6. Охарактеризуйте основные причины возникновения нарушений в личностном развитии у детей и подростков.

7. Раскройте причины возникновения аномальных привычек и их влияние на развивающуюся личность.

8. Что такое акцентуации характера и как они проявляются в жизни человека? Назовите причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков.

9. Раскройте сущность отклонений в личностном развитии у детей с замедленным психическим развитием.

10. Что понимается под психопатоподобными расстройствами и патологическими чертами характера?

11. Дайте краткую" характеристику возможных аномалий личности у детей и подростков с психопатическими отклонениями.

Темы для докладов и сообщений

1. Личность и ее развитие в детском и подростковом возрасте.

2. Нарушения личностного развития у лиц без психической патологии и их преодоление в процессе социальной реабилитации.

3. Замедленное психическое развитие и его влияние на формирование личности детей и подростков. Основные направления социальной реабилитации детей с ЗПР.

Литература

1. Абульханова-Славская КА. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

5. Братусъ B.C. Аномалии личности. М., 1988.

6. Зейгарник Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

7. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонто-генеза // Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. М., 1995.

8. ЛичкоАЖ. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997.

9. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1988. № 1.

11. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.

12. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.

13. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

121

14. Платонов КЛ. О системе психологии. М„ 1972.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

16. Улъенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей // Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. М., 1995.

17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

18. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий