Восприятие на слух и воспроизведение слитности речи и пауз

vospriyatie na sluh i vosproizvedenie slitnosti rechi i pauz

1.    Восприятие и воспроизведение слитного и раздельного произнесения словов.

© Речевой материал для обследования

Слоги и словосочетания: накапана, па па па па.

Проверяют возможности ученика в слуховом восприятии слитного и раздельного звучания четырех словов и их воспроизведения.

Если ученик затрудняется в слитном воспроизведении четырех словов, то следует выяснить, сколько словов на одном выдохе ребенок может произнести. В случае затруднений ребенка в воспроизведении слитно даже двух словов данную проверку не проводят. Особенности речевого дыхания отмечают в протоколе.

В процессе проверки слитное произнесение словосочетаний сопровождается учителем и учеником спокойным плавным непрерывным движением руки вправо-влево на каждый слог, при раздельном произнесении на каждый слог воспроизводится непродолжительное движение поочередно правой и левой рукой, подчеркивающее неслитность звучания словов.

2.    Восприятие и воспроизведение синтагматического членения фразы (с помощью паузы).

© Речевой материал для обследования

Здесь и далее паузы графически отображены пробелом или знаком //:

Тамара // готова к уроку.

Тамара готова // к уроку.

В данном контрольном речевом материале все слова (к уроку прочитывается слитно) совпадают по количеству словов, ударение падает на второй слог.

По ритмическому рисунку фразы отличаются только синтагматическим членением.

Проверяют восприятие на слух и воспроизведение учеником паузы во фразе «Тамара готова к уроку» при различном синтагматическом членении (после первого слова во фразе «Тамара И готова к уроку» и после второго слова во фразе «Тамара готова // к уроку»).

В процессе проверки речь учителя и ученика сопровождается движениями рук: одной-до паузы, а другой — после паузы. В синтагме движение плавное, нисходящее, более интенсивное на тот слог, на который падает синтагматическое ударение.

1=1 Форма записи в протоколе

Проверка 6

Слитность и паузы.

Слитное и раздельное произнесение словов:

       различает на слух — не различает;

       воспроизводит (с движениями) — не воспроизводит;

       воспроизводит (без движений) — не воспроизводит; синтагматическое членение во фразе:

       различает на слух / не различает;

       воспроизводит (с движениями) / не воспроизводит;

       воспроизводит (без движений) / не воспроизводит.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий