Восприятие на слух и воспроизведение изменения высоты основного тона (мелодика речи)

vospriyatie na sluh i vosproizvedenie izmeneniya vysoty osnovnogo tona melodika rechi

1.    Восприятие на слух и воспроизведение разной высоты голоса (низкого, среднего и высокого) при произнесении словового материала.

Перед испытуемым лежат три картинки, на которых нарисованы медведь, заяц и птичка. Учитель предлагает: «Послушай, как говорит медведь (заяц, птичка), и повтори.»

Учитель воспроизводит словосочетания папапста голосом разной высоты, моделируя ее высотным положением руки (средний голос — рука посередине, высокий — выше, низкий — ниже срединного положения) и передавая выражением лица характер сказочных героев. При этом высота голоса остается в пределах естественного диапазона, сила и тембр голоса, а также темп речи не меняются.

Ученик при повторении за учителем стремится точно передать положение руки, соответствующее выражение лица, по возможности соответствующую высоту голоса.

При анализе полученных результатов особое внимание уделяют тому, умеет ли ребенок при изменении высоты голоса сохранять его силу и нормальный тембр. Это отмечают в протоколе в примечании.

2.    Восприятие на слух и воспроизведение базовых мелодических модуляций голоса: ровная интонация, повышение голоса от среднего уровня, понижение от высокого уровня и от среднего (в естественном диапазоне).

© Речевой материал для обследования

папа

1.папа2.па t 3. na4.nai

♦па

В данном тестовом материале ударным всегда является второй слог. Словосочетания отличаются только мелодическим рисунком.

Испытуемый воспринимает на слух данные структуры при выборе из двух во всех возможных парах. Если он с этим заданием справляется, то базовые мелодические модуляции голоса предъявляют ему при выборе из четырех.

Высота голоса моделируется учителем и учеником соответствующим высотным положением руки: посередине, выше, ниже.

При анализе полученных результатов особое внимание уделяется тому, умеет ли ребенок при изменении высоты голоса сохранять его силу и нормальный тембр, что отмечают в примечании протокола.

3.    Восприятие на слух и воспроизведение повествовательной, вопросительной и побудительной интонации.

Ученик воспринимает на слух и воспроизводит фразы при выборе из двух во всех возможных вариантах: вопросительная и повествовательная, вопросительная и восклицательная, повествовательная и восклицательная.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий