1. Восприятие и воспроизведение разной громкости речи (нормально — громко — тихо) на материале словосочетаний.
Проверяют восприятие на слух громкого, тихого и нормального звучания голоса при выборе сначала из двух (при всех возможных сочетаниях (громко — нормально, громко — тихо, тихо — нормально), а затем из трех и воспроизведение учеником словосочетания «папапа— па» голосом заданной силы (нормально — громко — тихо).
© Речевой материал для обследования
Словосочетания: папапапа
Воспроизводят нормальным, громким и тихим голосом; темп речи, высота голоса, ударный слог в процессе проверки не изменяются.
Сила голоса моделируется учителем и учеником соответствующими по интенсивности хлопками (нормально — громко — тихо).
При анализе полученных результатов в протоколе (примечание) отмечают, умеет ли ученик изменять силу голоса, сохраняя нормальную высоту и тембр.
2. Восприятие и воспроизведение разной громкости речи на материале фразы.
© Речевой материал для обследования
Фраза Тома дома.
Воспроизводят разным по силе голосом (нормальным, громким и тихим) в одном темпе, с повествовательной интонацией, интонационный центр во всех случаях на слове дома.
Проверку проводят аналогично, однако двигательное моделирование силы голоса не используют.
3. Восприятие и воспроизведение разного темпа речи на материале словосочетания.
Проверку проводят аналогично предыдущей. Ученик воспринимает на слух словосочетание (папапа), произносимое учителем нормально, быстро, медленно, и повторяет услышанное. Движениями руки вправо — влево на каждый слог в заданном темпе учитель и ученик моделируют соответствующий темп речи.
4. Восприятие и воспроизведение разного темпа речи на материале фразы.
Проверку проводят аналогично предыдущей.
Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]