Восприятие фраз учащимися (на начало обучения в школе)

vospriyatie fraz uchashhimisya na nachalo obucheniya v shkole

Тестовый материал: сбалансированные списки фраз, разработанные с учетом уровня речевого развития глухих детей на начало обучения в школе (Е.Г1. Кузьмичева, Е.З. Яхнина).

Данные списки включают по 10 наиболее простых фраз. Каждый список состоит из 4 поручений, 1 повествовательного предложения и 5 вопросов с вопросительным словом и без вопросительного слова. В списки включены наиболее употребительные глаголы (в соответствии с программой дошкольного коррекционного обучения). Списки фраз сбалансированы по числу слов внутри списков и в каждой фразе, по использованным грамматическим конструкциям слов (слова в определенной грамматической форме точно повторены в обоих списках), по интонационным структурам фраз, по порядку предъявления поручений, повествовательных и вопросительных предложений.

Примерные списки приведены далее.



7.      Дай большую куклу.

2.       Будем играть?

3.       Убери книгу в шкаф.

4.       Мальчик рисует дом.

5.       Покажи чашку.

6.       Ты любишь читать?

7.      Можно взять карандаш?

8.      Поло леи яблоко в сумку.

9.      Где сидит девочка?

10.      У тебя есть тетрадь?

1.      Дай большую чашку.

2.      Будем читать?

3.       Убери яблоко в сумку.

4.       Девочка рисует дом.

5.       Покажи куклу.

6.       Ты любишь играть?

7.      Можно взять тетрадь?

8.      Положи книгу в шкаф.

9.      Где сидит мальчик?

10.      У тебя есть карандаш?


 


Дидактический материал для обследования (список картинок):



 


Методика проведения обследования. Обследуется слухозрительное восприятие фраз (с помощью электроакустической аппаратуры). Перед учеником на столе лежат картинки. Предварительно ученик картинки рассматривает, но не называет. Использование картинок позволяет создать более естественную ситуацию общения, выявить некоторые особенности речевого поведения детей. Предполагается использование разных картинок для одного задания. Например, при выполнении задания «Дай большую чашку» учитель может использовать картинки с разными по размеру чашками и тем самым попутно получить некоторое представление о дифференциации учеником понятий «большой-маленький». Понятно, что данная проверка не заменяет специального обследования речевого развития, которое проводит учитель класса.

Учитель предлагает: «Послушай» (перед учеником находятся картинки или предметы). Учитель предъявляет фразу. Ученик воспринимает ее слухозрительно и выполняет задание. Желательно, чтобы выполнение задания ученик сопровождал речью (например, выполнив поручение, отчитался). Однако в процессе обследования учитель его к этому специально не побуждает.

Если ученик не воспринял фразу после первого предъявления, учитель повторяет ее. В том случае, если фраза вновь не воспринята, ребенок прочитывает ее по табличке и выполняет задание. Тем самым учитель выясняет причину затруднений ученика (во владении речевым материалом или в восприятии).

Учитель предъявляет повествовательную фразу из списка. Ученик повторяет услышанное и показывает соответствующую картинку: «Вот…». Если ученик затрудняется в выполнении задания, то работу проводят аналогично предъявлению поручений.

На вопрос ученик должен ответить. В случае затруднения работу с вопросительными предложениями проводят аналогично предыдущей.

Подчеркнем, что учитель не побуждает ребенка ни к каким действиям, так как важно оценить естественные коммуникативные речевые и неречевые реакции ученика. Ответы ребенка на протяжении всей проверки учитель не оценивает.

Ассистент записывает в протоколе ответы ребенка, при этом отмечают грамматические ошибки и особенности произношения, фиксируют особенности его речевого поведения (обращая внимание на то, действует ли ребенок молча или дает речевой ответ и др.).

Анализ результатов: при оценке результатов отмечают число правильно воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов; в ошибочных ответах анализируют случаи правильного восприятия смысла фразы, а также число правильно воспринятых слов.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий