Восприятие фраз разными сенсорными способами. (слухозрительно, зрительно и на слух)

vospriyatie fraz raznymi sensornymi sposobami sluhozritelno zritelno i na sluh

Тестовый материал: для проверки учащихся младших классов используют три списка по 10 фраз, которые составляет учитель- дефектолог на основе пройденного учащимися материала; для проверки учащихся средних классов используют три списка по 20 фраз, которые составляет учитель-дефектолог на основе программного материала; для проверки учащихся старших классов используют сбалансированные списки фраз, разработанные Э.В. Мироновой (1980).


 


Список 1

7.       Может быть, вы придете завтра пораньше?

2.       Я живу в большом доме.

3.       У меня есть велосипед.

4.       Какую школу Вы окончили?

5.       Вы помните вашу первую учительницу?

6.       Ты умеешь кататься на коньках?

7.       Простите, вы не можете сказать, до которого ча

са работает диетическая столовая?

8.       Ты часто бываешь в кино?

9.       Любите вы писать письма?

10.    Где вы отдыхали во время отпуска?

11.     Запишите мой телефон!

12.    Мы можем встретиться вечером в любой день, например, в среду.

13.     Тебе хочется пить?

14.    Помоги мне отправить посылку.

15.    Вчера весь день шел дождь, было очень холодно.

16.    Когда вы были последний раз в цирке?

17.    Учиться никогда не поздно.

18.    Вам нужно обязательно спать после обеда.

19.    Скоро я поеду в дом отдыха.

Список 2

1.       Какое время года вы любите?

2.       Вы не спешите?

3.       Я не пойду в кино, потому что у меня болит голова.

4.       У вас хороший характер?

5.       Положите ваш паспорт на стол!

6.       Ты будешь сегодня дома?

7.       Помогите мне написать заявление!

8.       Какую ты получаешь газету?

9.       Сообщите товарищам, что завтра в шесть часов будет общее собрание.

10.    Когда вы окончили школу?

11.    Всю следующую неделю я, вероятно, буду работать в вечернюю смену.

12.    Когда у тебя день рождения?

13.    Угадай, кого я сегодня встретила?

14.    На кого вам хочется быть похожим?

15.    Ты умеешь играть в волейбол?

16.    В пятницу утром Я должна успеть до работы в поликлинику.

17.    Вы были на Красной площади?

18.    Па заводе большая столовая.

19.    Хотите чаю?

20.    Возьми у меня в сумке деньги и купи мне в буфете два яблока.

21.    Делайте каждое утро физ-культурную зарядку.

22.    Вы видели высокие волны на море?

23.    Когда вы приходите с работы?

24.    Вы читали сегодня газету?

20.    Правда, что вы пишете стихи?

21.     Дайте мне ваш адрес!

22.    Продовольственный магазин в нашем доме работает до девяти часов.

23.    Что ты больше любишь: ловить рыбу или собирать грибы?

24.    Где ты проведешь выходной день?


 


Методика проведения обследования. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (при слуховом и слухозрительном восприятии применяют электроакустическую аппаратуру, которой ученик пользовался постоянно в течение учебного года). Фразы предъявляются последовательно, каждая фраза по 2 раза. Ученик каждый раз повторяет то, что воспринял, или отвечает на вопрос, выполняет поручения и отчитывается. Ответы ученика не оцениваются.

Ассистент записывает ответы ученика в протоколе, отмечая особенности воспроизведения речевого материала и грамматические ошибки.

Учащиеся VIII — XI классов самостоятельно записывают то, что восприняли.

Анализ результатов. Правильность восприятия речевого материала проверяется ответной реакцией ученика. Если эта реакция соответствует заданию (получив устное поручение, ученик выполняет его и отчитывается, выслушав вопрос, — отвечает, при этом грамотно оформляет свое высказываение), можно считать, что материал воспринят правильно.

Анализ восприятия контрольных фраз может быть осуществлен по следующим критериям:

1.   Фраза распознана: все слова фразы распознаны и названы в правильной последовательности.

2.   Фраза воспринята близко к образцу: часть слов распознана близко к образцу, часть изменена, например: сегодня холодная (вместо морозная) погода.

3.    Фраза не распознана: большинство слов не соответствуют предложенному образцу, потерян смысл контрольной фразы.

При восприятии фраз положительным считается выполнение не менее 60 % заданий.

При оценке ответов учащихся VIII — XI классов используется формула Э.В. Мироновой и П.Б. Шошина 1980 г.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий