Восприятие фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно)

vospriyatie fraz raznymi sensornymi sposobami sluhozritelno i zritelno

В обследовании используют оригинальные сбалансированные списки фраз, разработанные с учетом уровня речевого развития глухих детей на начало обучения в школе. Каждый список состоит из 10 фраз: 4 поручения, 5 вопросов и 1 сообщение. Списки фраз сбалансированы по количеству слов (внутри списков в целом и в каждой фразе), по

использованным грамматическим и синтаксическим конструкциям, интонационным структурам фраз, по порядку предъявления поручений, повествовательных и вопросительных предложений.

image

При проведении проверок для каждого способа восприятия ученику предъявляют полностью один из списков фраз. Последовательность способов восприятия и выбор списка для каждого способа восприятия произвольны.

В процессе обследования перед учеником лежат картинки, использование которых позволяет создать более естественную ситуацию общения, выявить некоторые особенности речевого поведения детей. Предполагается использование разных картинок или предметов на одно задание.

Обратите внимание!

Для работы удобно использовать следующие картинки или предметы:

маленькая кукла; большая кукла; маленькая чашка; большая чашка; книга; шкаф с вырезанными дверками; яблоко; сумка с карманом для вкладывания картинки; мальчик рисует дом; девочка рисует дом; карандаш; тетрадь; девочка сидит под деревом на траве; мальчик сидит на стуле.

Учитель говорит: «Послушай», — и последовательно предъявляет каждую фразу. Ученик воспринимает ее и действует соответствующим образом: выполняет задание и отчитывается, отвечает на вопрос, повторяет фразу, показывая на картинку: «Вот…». Учитель не побуждает ребенка ни к каким действиям, так как важно оценить естественные коммуникативные речевые и неречевые реакции ученика. Ответы ребенка на протяжении всей проверки учитель не оценивает.

Если ученик не воспринял фразу, учитель повторяет ее. Если ученик вновь затрудняется в выполнении задания, то он прочитывает фразу по табличке и побуждается к выполнению задания. Тем самым учитель выясняет причину затруднений ученика: в знании ребенком речевого материала или в его восприятии (определенным сенсорным способом).

Ассистент записывает в протоколе ответы ребенка (отмечает грамматические ошибки и особенности произношения), фиксирует особенности речевого поведения ученика (выполняет задание или нет, действует молча или дает речевой ответ, отвечает на вопрос или только повторяет его, использует лив речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и др.).

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий