Важнейшей интегральной характеристикой личности является интеллект

vazhnejshej integralnoj harakteristikoj lichnosti yavlyaetsya intellekt

Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и ее осознанную оценку. С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Основными критериями, по которым оценивается развитие интеллекта, являются глубина суждений, обобщенность и подвижность знаний, способность выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В структуре интеллекта особое значение имеет речевая деятельность и особенно внутренняя речь. Важное место в ней занимают также уровень развития наблюдательности, умение использовать операции абстракции, обобщения и сравнения, с целью объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов. Обладая высоким уровнем развития интеллекта, специалист по социальной реабилитации может грамотно ставить цели и задачи, возникающие в социально-реабилитационных ситуациях, определять пути и средства их реализации, гибко реагировать на возникающие трудности.

Заметное влияние на понимание специалистом по социальной реабилитации своих возможностей оказывает самооценка. Степень адекватности самооценки реальным достижениям во многом определяет направление и характер развития его профессионального мастерства. Чрезмерно низкая самооценка вызывает состояние неуверенности, что сказывается на мотивации отношения к труду. Завышенная самооценка выступает препятствием на пути самосовершенствования.

Следующей интегральной характеристикой его личности следует считать индивидуальный стиль деятельности и общения.

Индивидуальный стиль — устойчивое сочетание задач, средств и способов социально-реабилитационной деятельности и общения, характерное для данного специалиста, а также более частные особенности, такие как ритм работы, эмоциональные состояния. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Психологи А.К. Маркова и А.Я. Никонова, изучавшие индивидуальный стиль в деятельности учителя, выделили две крайних разновидности индивидуального стиля: рассуждающе-методичный и эмоционально-импровизационный.

Особенностью первого стиля является четкое структурирование и организация учебного процесса, повышенное внимание к повторению и закреплению учебного материала.

Для эмоционально-импровизационного стиля характерно стремление не придерживаться четкого плана, чаще использовать импровизацию, ориентироваться на поиск нового.

Индивидуальный стиль определяется соотношением задач is. способов деятельности, поэтому индивидуальный стиль непостоянен. В индивидуальном стиле деятельности проявляется индивидуальность человека. Индивидуальность специалиста по социальной реабилитации обеспечивает ему авторитет в глазах коллег, родителей и т. д., то есть особую профессиональную позицию, обозначающую специфическое влияние на детей и подростков, право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Однако сама по себе должность авторитета не дает. Подлинный авторитет опирается на характеристики специалиста, занимающегося социальной реабилитацией как субъекта деятельности и общения и на особенности его личности.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий