В психологии потребности человека условно делятся на биологические, социальные и духовные (идеальные)

v psihologii potrebnosti cheloveka uslovno delyatsya na biologicheskie socialnye i duhovnye idealnye

Биологические потребности — это потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и продолжение его рода. Это врожденные потребности. К ним относят: потребности в пище, воде, тепле, сне, в человеке противоположного пола и др.

Социальные потребности — обеспечивают принадлежность личности к определенной группе людей. Это потребность в общении, в эмоциональном контакте с другими людьми, потребность в труде, потребность любить и быть любимым и др.

Социальные потребности могут быт материальными и духовными. Предметы материальных потребностей — это вещи, созданные человечеством в процессе его развития: одежда, жилище, бытовые предметы, транспортные средства и многое другое.

Идеальные или духовные потребности. К духовным потребностям относят потребности в разнообразных контактах человека с обществом, с искусством, литературой. Они связаны с познанием личностью окружающего мира и своего места в этом мире. Наиболее специфическим видом такой потребности выступает поиск смысла жизни, поиск своего предназначения в этом мире.

Существуют и другие модели структуры потребностей личности, предложенные А. Маслоу, X. Мерреем, СБ. Кавериным и другими, в классификацию которых положены разные основания (динамика изменения потребностей, способы их удовлетворения, основные виды деятельности).

Потребности, как относительно устойчивые психические состояния, вызванные нуждой организма и личности человека, формируются в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и во многом определяются условиями, образом жизни и воспитанием.

Процесс образования потребностей носит неравномерный, прерывистый характер. Одни потребности могут угасать, другие — возобновляться, третьи — возникать заново. Чтобы понять этот процесс, в психологии выделяют два типа потребностей: элементарные и вторичные. К элементарным потребностям относят те, без которых человек не может существовать. К вторичным — потребности, возникающие в результате возможности их выбора. Элементарные потребности являются базой для возникновения вторичных потребностей.

Наличие их выбора создает условия для формирования потребностей, различающихся по своей направленности и способам их удовлетворения. Их обычно называют необходимыми потребностями (познание, обучение, образование и пр.) и потребностями не необходимыми, прежде всего отвергаемые или не признаваемые общественной моралью (курение, алкоголь, употребление наркотиков и т. п.).

Основное место в потребностной сфере личности занимают потребности, связанные с жизнеобеспечением и созданием материальных средств жизни — биологические потребности и потребности, имеющие социальную природу — социальные потребности. Особое место в формировании потребностей сферы личности занимает развитие высших социальных потребностей. К ним относят:

1. Потребность преодоления трудностей или волевая потребность. Данная потребность связана с преодолением трудностей, препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

2. Потребность смысла жизни. Ее суть проявляется в наличии осознаваемой цели. Смысл жизни включает в себя три формы направленности существования личности: «для себя», «в себе», «для других». Единство этих форм обеспечивает идеал и долг. Идеал выражает систему ценностей личности (мировоззренческих, теоретических, образных представлений), которые имеют для человека личностный смысл. Долг представляет собой систему эмоциональных переживаний, связанных с процессом реализации личностью своих идеалов. В случае отклонения в поведении от своего идеала человек ощущает дискомфорт, угрызение совести.

3. Потребность быть личностью проявляется в тенденции к самовыражению, самоактуализации и передаче через систему средств (мысли, знания, предметы деятельности) информации о своей индивидуальности другой личности.

159

4. Эстетические потребности проявляются в стремлении личности к общению с прекрасным: природой, произведениями искусства и т. д.

5. Нравственные потребности связаны с переживанием личностью нужды в выполнении норм и правил поведения, принятых в обществе, и состоянием психической напряженности в случае невыполнения этих норм.

Все перечисленные выше потребности высшего уровня обеспечивают личности возможность раскрытия социально значимой активности, признание ее ценности в обществе.

Социальные потребности, как и другие особенности личности, начинают формироваться с младенческого возраста. Ребенок с момента появления на свет нуждается в пище, в защите от холода и в других потребностях, необходимых для поддержания жизни, но удовлетворить их он может только с помощью взрослых. В процессе взаимодействия со взрослыми у него постепенно появляются различные социальные потребности: потребность в эмоциональном общении, потребность контакта с взрослыми, в получении с их стороны положительных эмоциональных подкреплений и др.

На втором, третьем году жизни в результате усложнения взаимоотношений с взрослыми у ребенка появляется потребность частично удовлетворять свои биологические потребности самостоятельно, без помощи взрослых. Появляются элементарные материальные потребности (интерес к окружающим предметам, потребность иметь игрушки и др.). К концу третьего года возникают предпосылки для развития более сложных социальных потребностей — оказывать определенное влияние на окружающих, потребность в положительных эмоциональных подкреплениях и другие.

В ходе возрастного развития в результате взаимодействия с взрослыми у ребенка значительно расширяется сфера материальных и духовных потребностей. Закрепляется потребность в общении, в достижении успехов, в признании, появляются элементарные потребности в самосовершенствовании, желании больше знать и уметь, быть лучше и многие другие.

В среднем и старшем школьном возрасте возникает стремление стать взрослым, на первый план начинают выходить высшие социальные и духовные потребности, появляются доминирующие потребности, что свидетельствует о том, что юноша как личность в основном сформировался.

У детей с ограниченными-возможностями потребностно-мо-тивационная сфера зачастую деформирована, но уровень этой деформации неодинаков и зависит от вида и тяжести первичного заболевания и вторичных нарушений. В чем это может проявляться?

Так, развитие умственно отсталого ребенка уже с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У большинства детей-олигофренов наблюдается задержка в появлении психических новообразований, отсутствует или снижен интерес ко всему окружающему, наблюдается общая патологическая инертность. Например, интерес к игрушкам у них чисто визуальный. Потребность в игре не сформирована, игровая деятельность похожа на предметную деятельность. Если такие дети и включаются в игру, то в их действиях наблюдается стереотипность, отсутствует замысел игры, нет элементов сюжета. В поведении умственно отсталых дошкольников преобладают импульсивные действия и сиюминутные желания.

У детей с задержками психического развития, в отличие от умственно отсталых, потребностная сфера выражена в целом более наглядно, но она не соответствует физическому возрасту детей. При целенаправленной развивающей и коррек-ционной работе ребенок постепенно начинает осознавать свою несостоятельность, что проявляется в неуспеваемости. Осознание своего отличия от других детей, с одной стороны, ведет к осознанию своей неполноценности, а с другой — к попыткам личностной компенсации (в какой-либо другой сфере). У детей с задержками слухового восприятия, в связи с нарушением развития устной речи, деформируется потребность в общении, что сказывается как на общем развитии, так и на чертах характера.

У слепых детей, в связи с отсутствием информации, поступающей через органы зрения и в связи с задержкой по этой причине общего психического, развития, происходит задержка многих социальных потребностей по типу «детского инфантилизма».

Все эти и другие негативные моменты в развитии потреб-ностной сферы детей, имеющих жизненные ограничения, безусловно, отрицательно сказываются и на общем развитии. Однако учет общих закономерностей их развития, а также индивидуальных особенностей ребенка помогает более полно реализовать имеющийся внутренний потенциал и сформировать потребности, повышающие социально значимую личностную активность. Таким образом, воспитание потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из центральных задач формирования их личности.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий