Условная двигательная реакция при слуховом восприятии речевых стимулов

uslovnaya dvigatelnaya reakciya pri sluhovom vospriyatii rechevyh stimulov 1

Задачи обследования: выявление у ученика условной двигательной реакции при восприятии на слух (без электроакустической аппаратуры) речевых стимулов; определение оптимального расстояния, на котором ученик уверенно реагирует на голос разговорной громкости.

Обследование проводят в начальный период обучения в школе.

Речевые стимулы: словосочетания типа папапапупупупипи— пи…; слова: имя ребенка, дом, барабан, бабушка, собака, шишка, чай и др.

Методика проведения обследования. В процессе обследования выявляют реакцию ученика на определенные речевые стимулы, предъявляемые ему учителем на слух. Обследуют сначала лучше слышащее, затем — хуже слышащее ухо. Обследование может занимать несколько занятий.

Стойкая условная двигательная реакция выражается в том, что в момент предъявления речевого стимула ребенок реагирует определенным действием: поднимает руку, перекладывает различные предметы или игрушки и др. Ученик умеет ждать сигнал и действует точно с началом сигнала. При этом он может сопровождать движение речью или действовать молча. Учитель не побуждает ученика к повторению данных стимулов. Однако является важной реакция ученика: выполняет он задания молча или пытается воспроизвести предъявленные речевые стимулы.

Учитель произносит различные речевые стимулы голосом нормальной разговорной громкости, постоянно меняя продолжительность паузы между сигналами, с тем чтобы ученик ждал сигнал и действовал одновременно с началом речевого сигнала.

Необходимо исключить при предъявлении речевого сигнала ориентацию ученика на изменение положения учителя во время подачи сигнала (приближение к уху с началом говорения), отражение в зеркале его лица и другие «подсказки». Если ученик не проявляет интереса к выполнению задания, необходимо изменить дидактический материал.

Ученик воспринимает данные стимулы сначала зрительно и одновременно с сигналом выполняет определенное действие, например, на каждый речевой сигнал перекладывает один предмет (складывает муляжи фруктов в корзину, маленькие кубики в коробку или кузов машинки и т.п.). При этом ребенок может повторять стимулы или действовать молча. Когда ученик четко выполняет задание, учитель подает речевые сигналы у уха ребенка (без экрана). При точном выполнении задания ученик воспринимает речевые стимулы на слух (тактильное и зрительное восприятие исключается с помощью экрана).

При стойкой реакции на предъявленные стимулы на слух у ушной раковины ребенка расстояние постепенно увеличивают до тех пор, пока ученик уверенно действует в ответ на предъявленные стимулы.

В протоколе отмечают расстояние, на котором выявлена стойкая условная двигательная реакция. Это расстояние является исходным на данный период обучения. В дальнейшем оно может быть увеличено.

Анализ полученнных результатов: при анализе учитывают прежде всего наличие у ученика стойкой условной двигательной реакции на речевые стимулы, а также расстояние, на котором он четко реагирует на данные стимулы (следует иметь в виду, что на низкочастотные стимулы глухой ребенок может реагировать на более далеком расстоянии, чем на высокочастотные).

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий