Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

upravlenie razvitiem lichnosti rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya

Понятие «управление» рассматривается как элемент, функция различных организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

С точки зрения системного подхода личность — это система, а управление — необходимый ее элемент. Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Следовательно, управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Различают два вида управления: стихийное — результат воздействия на ребенка массы случайных единичных актов, и сознательное, осуществляемое на основе четко поставленной цели, продуманного содержания и предвидения конечного результата.

Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями — это сознательное управление, конечной целью которого является формирование устойчивой, полноценной личности, способной успешно взаимодействовать с окружающей социальной средой.

Психологический смысл управления развитием личности в процессе социальной реабилитации состоит в том, что специалист по социальной реабилитации, реализуя намеченную программу, должен исходить из того, что ребенок не только объект, но и субъект воздействия, активный участник многоплановых отношений. Такой подход к социально-реабилитационной работе требует учета, во-первых, психологических и физиологических особенностей развития ребенка, характера вторичных нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей; во-вторых, социальных условий развития и особенностей его ближайшего социального окружения, а также детских коллективов и групп, если в эти группы включен ребенок; в-третьих, конкретных условий социально-реабилитационного процесса.

Чтобы влияние одного человека на другого было более весомым, используются различные приемы и методы воздействия.

Социально-психологическое воздействие — это целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия к другому, предполагающий изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека, на которого направлено воздействие.

Прием воздействия — это совокупность средств, действий и правил по их использованию.

Метод воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие.

Приемы и методы воздействия направлены, прежде всего, на изменение мотивации активности человека и факторов, которые регулируют эту активность, а также на психические состояния, в которых человек находится: неуверенность, депрессия, тревога, страх и др.

В числе наиболее распространенных средств воздействия одного человека на другого в процессе межличностного взаимодействия обычно называют:

1. Речевое воздействие (вербальная информация). Речевое воздействие имеет целью донести содержание мысли до ребенка или подростка и с его помощью сформировать или изменить систему его ценностей: мотивации, установки, ценностные ориентации по отношению к себе или тем или иным объектам и явлениям.

2. Неречевое воздействие (невербальная информация). Используется одновременно с речевым воздействием с целью усиления его эффективности или же обособленно — для передачи собственной информации, а также для создания более благоприятной обстановки при общении с партнером. К неречевым воздействиям относят: мимические и пантомимические движения, интонацию голоса, паузы, жесты и др.

3. Вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении и в самоутверждении. Такими видами деятельности являются: игровая, продуктивная (лепка, конструирование, рисование), учебная, спортивная, посильный бытовой труд и др. Включение детей в названные виды деятельности позволяет им изменить свой неблагоприятный статус и, тем самым, закрепить возникшее положительное состояние и новый тип поведения. При этом целесообразно выбирать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей и возможностей ребенка с ограничениями жизнедеятельности форму ее организации.

Так, для формирования навыков общения, выработки навыков взаимодействия со сверстниками полезными могут быть задания, требующие парного или группового выполнения. Групповая деятельность значительно расширяет деловое . общение детей, увеличивает возможности для оказания взаимопомощи, развивает чувство доброжелательности.

Детям следует доверять и выполнение других важных дел: шефство над малышами, подведение итогов коллективных дел и многое другое. Причем подмечено, что успех такого подхода бывает более эффективным, если на начальном этапе учитывается желание ребенка взаимодействовать или находиться вместе с каким-то определенным человеком.

Вместе с тем в отдельных случаях такая работа может оказаться безуспешной. В этой связи рекомендуется глубоко разобраться в причинах невосприимчивости ребенка к социально-психологическим воздействиям и использовать специальный прием, получивший название прием регрессии. Суть данного приема состоит в том, что взрослый свои усилия направляет на активизацию у ребенка мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив) и в случае успеха возросшую активность в данной сфере использует для формирования у него необходимых социальных мотивов.

Один из наиболее распространенных травмирующих факторов для ребенка с ограниченными возможностями, мешающих ему включаться в межличностные отношения и взаимодействовать с другими, особенно незнакомыми людьми и в незнакомых ситуациях, — страх перед неопределенностью. Считается, что чем выше фактор субъективной неопределенности, тем выше тревожность, уровень эмоциональных переживаний, последствиями которых может быть потеря целенаправленности в деятельности, личной активности, уход в себя, замкнутость. Неопределенность может проявляться в оценке личных перспектив, своей роли и места в жизни, в затраченных усилиях в учебе, труде, в оценке приобретенных моральных и социальных норм.

Все перечисленные негативные причины могут вызывать у ребенка, и особенно у подростка и юноши, внутреннюю напряженность, и он пытается защищаться средствами, которыми располагает. В числе таких средств могут быть переосмысление возникшей ситуации, поиск новых целей либо уход в регрессивные формы реагирования в виде безразличия, апатии, депрессий, агрессивности и др.

Специалист по социальной реабилитации должен предвидеть подобный исход от взаимодействия с окружающими ребенка детьми и взрослыми и знать основные пути выхода из этой ситуации. В числе методов, которые могут дать положительный эффект в условиях возникновения у детей чувства неопределенности и страха перед неизвестным, часто используется метод создания неопределенных ситуаций и метод ориентирующих ситуаций.

Метод создания неопределенных ситуаций. Его суть состоит в том, что ребенку предлагается выполнить задание, которое ему не под силу. Когда он начинает затрудняться, ему корректно подсказывают выход из ситуации. Ребенок принимает эту подсказку и начинает реагировать на нее требуемым образом. Полезность этого метода состоит в том, что в случае успеха решения задачи у ребенка вырабатывается чувство уверенности в своих силах, вера в то, что и он может выполнять подобные задания так же, как и другие дети.

Метод ориентирующих ситуаций направлен на то, чтобы в созданной специальным образом игровой ситуации или при выполнении какого-либо задания все ее участники побывали в определенной роли и в одной и той же ситуации. Задача состоит в том, чтобы ребенок испытал одни и те же требования к себе и своей деятельности, как и все другие члены группы. Данный метод позволяет вырабатывать всем детям, включенным в данную группу, одинаковое требуемое отношение к определенной ситуации и с учетом этого изменять свое поведение в нужном направлении.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий