Серия проверок № 4. Выявление возможностей ученика. понимать собеседника и быть понятым им на материале связной речи Проверка при поступлении ученика в школу. и на первоначальном этапе обучения. Задачи обследования

seriya proverok 4 vyyavlenie vozmozhnostej uchenika ponimat sobesednika i byt ponyatym im na materiale svyaznoj rechi proverka pri postuplenii uchenika v shkolu i na pervonachalnom etape obucheniya

проверить возможности ученика в последовательном разложении серии картинок, умении самостоятельно составить рассказ по серии картинок;

проверить возможности ученика быть понятым при устной коммуникации на материале связной речи;

получить представление об особенностях фонетической структуры самостоятельной связной речи ученика, проверить возможности исправления произношения на основе подражания;

проверить возможности ученика в слухозрительном (с помощью слухового аппарата) восприятии небольшого текста с опорой на серию картинок.

Тестовый материал: специальные разноуровневые по сложности короткие тексты (с сериями картинок к ним), близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе дошкольного обучения данного контингента детей; тексты сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями.

Примерные тексты.

Текст выбирает учитель в зависимости от уровня речевого развития ученика.

Шар улетел.

Аня плачет: «Жалко шар.»

-Ой! Я поймал шар!

       На, шар.

       Спасибо.

Таня разбила тарелку.

Мама спросила: «Кто разбил тарелку?»

Таня ответила: «Кот разбил.»

Мама ругала кота: «Ай! Ай! Ай! Разбил тарелку.»

Таня заплакала: «Жалко кота.»

Она сказала: «Я разбила тарелку.»

Мама сказала: «Какая ты молодец! Сказала правду!»

Кот рад: «Молодец, Таня.»

К каждому тексту используют по три картинки.

Методика проведения обследования включает несколько этапов.

Первый этап: ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок; рассказ ученика (желательно в фонетической транскрипции) и последовательность картинок записывают в протоколе.

Второй этап: ученик дважды слухозрительно воспринимает рассказ учителя по этой же серии картинок и каждый раз повторяет то, что воспринял; речь ученика фиксируют в протоколе.

После этого ученик воспринимает текст по фразам. Каждую фразу он воспринимает слухозрительно дважды и повторяет то, что понял. Оба ответа ученика записывают в протоколе (в фонетической транскрипции).

Затем ученик читает данную фразу на табличке и самостоятельно подкладывает табличку к картинке. В протоколе отмечают особенности речи при чтении, а также соотносит ли ученик прочитанное с картинкой.

После этого учитель выразительно читает каждую фразу и просит ученика повторить. В процессе данной работы проверяют, умеет ли ученик подражать речи учителя (ее эмоциональной окрашенности, слитности, ритмико-интонационной и звуковой структуре). В протоколе отмечают возможности ученика в подражании речи учителя.

Анализ полученных результатов проводят следующим образом.

По результатам обследования отмечают лексический и грамматический состав речи ученика (владеет ли он фразовой грамотной речью, фразой распространенной или нераспространенной, фразовой речью с аграмматизмами или в речи только отдельные полные слова, отдельные слова с искажением звукословового состава и т.п.), общее впечатление о самостоятельной речи, ее внятности, естественности звучания, выразительности, эмоциональности, использовании учеником невербальных средств устной коммуникации (соответствующего выражения лица, движений рук, позы, пластики и т.п.). Указывают, какой у ученика голос (по силе, высоте, тембру). Характеризуют слитность речи, умение воспроизводить ритмическую структуру слов и ритмико-мелодическую структуру фраз, звуковой состав речи. Отмечают способности ученика к подражанию речи учителя, его возможности исправлять определенные нарушения речи по подражанию. Кроме этого, указывают особенности произношения ребенка при чтении.

Также отмечают результаты слухозрительного восприятия текста: воспринял точно, воспринял приближенно, не воспринял (понял только отдельные фразы, слова, отказ речевого ответа). Анализируют также возможности в восприятии текста по фразам: число точно воспринятых фраз, приближенно воспринятых фраз, непринятых фраз.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий