проверить возможности ученика в последовательном разложении серии картинок, умении самостоятельно составить рассказ по серии картинок;
проверить возможности ученика быть понятым при устной коммуникации на материале связной речи;
получить представление об особенностях фонетической структуры самостоятельной связной речи ученика, проверить возможности исправления произношения на основе подражания;
проверить возможности ученика в слухозрительном (с помощью слухового аппарата) восприятии небольшого текста с опорой на серию картинок.
Тестовый материал: специальные разноуровневые по сложности короткие тексты (с сериями картинок к ним), близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе дошкольного обучения данного контингента детей; тексты сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями.
Примерные тексты.
Текст выбирает учитель в зависимости от уровня речевого развития ученика.
Шар улетел.
Аня плачет: «Жалко шар.»
-Ой! Я поймал шар!
— На, шар.
— Спасибо.
Таня разбила тарелку.
Мама спросила: «Кто разбил тарелку?»
Таня ответила: «Кот разбил.»
Мама ругала кота: «Ай! Ай! Ай! Разбил тарелку.»
Таня заплакала: «Жалко кота.»
Она сказала: «Я разбила тарелку.»
Мама сказала: «Какая ты молодец! Сказала правду!»
Кот рад: «Молодец, Таня.»
К каждому тексту используют по три картинки.
Методика проведения обследования включает несколько этапов.
Первый этап: ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок; рассказ ученика (желательно в фонетической транскрипции) и последовательность картинок записывают в протоколе.
Второй этап: ученик дважды слухозрительно воспринимает рассказ учителя по этой же серии картинок и каждый раз повторяет то, что воспринял; речь ученика фиксируют в протоколе.
После этого ученик воспринимает текст по фразам. Каждую фразу он воспринимает слухозрительно дважды и повторяет то, что понял. Оба ответа ученика записывают в протоколе (в фонетической транскрипции).
Затем ученик читает данную фразу на табличке и самостоятельно подкладывает табличку к картинке. В протоколе отмечают особенности речи при чтении, а также соотносит ли ученик прочитанное с картинкой.
После этого учитель выразительно читает каждую фразу и просит ученика повторить. В процессе данной работы проверяют, умеет ли ученик подражать речи учителя (ее эмоциональной окрашенности, слитности, ритмико-интонационной и звуковой структуре). В протоколе отмечают возможности ученика в подражании речи учителя.
Анализ полученных результатов проводят следующим образом.
По результатам обследования отмечают лексический и грамматический состав речи ученика (владеет ли он фразовой грамотной речью, фразой распространенной или нераспространенной, фразовой речью с аграмматизмами или в речи только отдельные полные слова, отдельные слова с искажением звукословового состава и т.п.), общее впечатление о самостоятельной речи, ее внятности, естественности звучания, выразительности, эмоциональности, использовании учеником невербальных средств устной коммуникации (соответствующего выражения лица, движений рук, позы, пластики и т.п.). Указывают, какой у ученика голос (по силе, высоте, тембру). Характеризуют слитность речи, умение воспроизводить ритмическую структуру слов и ритмико-мелодическую структуру фраз, звуковой состав речи. Отмечают способности ученика к подражанию речи учителя, его возможности исправлять определенные нарушения речи по подражанию. Кроме этого, указывают особенности произношения ребенка при чтении.
Также отмечают результаты слухозрительного восприятия текста: воспринял точно, воспринял приближенно, не воспринял (понял только отдельные фразы, слова, отказ речевого ответа). Анализируют также возможности в восприятии текста по фразам: число точно воспринятых фраз, приближенно воспринятых фраз, непринятых фраз.
Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]