Речевой материал для обследования. Восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов

rechevoj material dlya obsledovaniya vospriyatie na sluh razlichnyh po foneticheskomu sostavu grupp slov

Первая группа слов — мяч, рыба, бумага; вторая группа слов — папа, рыба, корзина;

греть я группа слов — самолет, собака, бабушка.

Обследование проводится на нескольких занятиях. Сначала обследуется лучше слышащее ухо, затем — хуже слышащее.

Перед проверкой учитель убеждается в том, что ученик знает слова, которые ему будут предъявлены. Для этого ребенок называет слова, самостоятельно подкладывает письменную табличку к картинке (предмету или игрушке) и читает ее вслух.

Ребенок сначала учится различать слова первой группы на основе зрительного восприятия и соотносить воспринятое с картинкой (предметом или игрушкой). Учитель два-три раза произносит (голосом нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, естественно) каждое слово и показывает соответствующие картинку, предмет или игрушку. Ученик, подражая учителю, повторяет его действие, показывая на картинку (предмет или игрушку) и произносит слово (в соответствии со своими возможностями). Затем ребенку предъявляют данные слова в последовательности, исключающей догадку (т.е. не по порядку). Каждое слово предъявляется не менее трех раз. Ученик, восприняв слово, показывает на соответствующий предмет, картинку или табличку и называет их.

После того как учитель убеждается, что задание школьником понято, аналогично проводят обучение восприятию данных слов на слух. При этом образец звучания слов ученик воспринимает на слух у ушной раковины (экран не используют). Таким образом ребенок знакомится со звучанием предъявляемых ему слов.

В процессе контрольной проверки ученик воспринимает на слух слова, предъявляемые учителем в случайной последовательности (каждое потри раза), показывает соответствующую картинку (предмет, табличку) и называет их.

Если ребенок уверенно различает на слух слова первой группы (не менее 60 % правильных ответов), ему предлагают следующую группу слов, более близких по словоритмической структуре, например, папа, рыба, корзина. Обучение проводят аналогично. Если ученик справляется и с этим заданием, т.е. уверенно различает на слух слова второй группы, ему предлагают следующую группу слов, одинаковых по слововой структуре, например, самолет, собака, бабушка. Обучение и проверка проводятся аналогично.

В случае уверенного выполнения задания на слух ребенку предлагают слова из всех трех групп. Обучение и проверку проводят аналогично. Кроме этого, ученику предлагают на слух слова, незнакомые по звучанию, например, погода, чаи, карандаш и др. Как правило, в этом случае дети воспроизводят контур воспринятых на слух слов.

Полученные данные записываются в протоколе.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий