Речевой материал для обследования. Восприятие на слух и воспроизведение изменения высоты основного тона (мелодика речи)

Фразы: Тома дома.

Тома дома? Тома дома!

В данном тестовом материале совпадают оба слова во фразах, а также место интонационного центра (на слове дома). Фразы отличаются только по мелодической структуре.

Мелодический контур речи, слитное произнесение слов во фразе моделируется учителем и учеником плавным непрерывным движением, как бы описывающим в воздухе интонационную огибающую, логическое ударение отмечается более интенсивным движением на слог «до».

Если ученик различает данные фразы при выборе из двух, то проверяют различение на слух мелодической структуры данных фраз при выборе из трех: вопросительная, повествовательная, восклицательная. При переходе к данной части опыта точное воспроизведение данных структур не является обязательным. Ребенок может различать на слух повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, но не уметь ее воспроизводить.

При анализе полученных результатов отмечают, использует ли ученик невербальные средства коммуникации при передаче соответствующей интонации (по подражанию учителю). Это фиксируют в примечании протокола.

[=] Форма записи в протоколе

Проверка 8

Восприятие на слух и воспроизведение высоты голоса:

различает на слух — не различает при выборе из двух — высокий и низкий; средний и низкий;

      средний и высокий;

      различает на слух при выборе из трех — не различает;

      воспроизводит (с движениями) — не воспроизводит;

      воспроизводит (без движений) — не воспроизводит.

Примечание.

Базовые мелодические модуляции голоса:

       различает на слух при выборе из двух (указать) — не различает;

       различает на слух при выборе из четырех — не различает;

       воспроизводит (с движениями) — не воспроизводит;

       воспроизводит (без движений) — не воспроизводит. Примечание.

Повествовательную, вопросительную и побудительную интонации:

       различает при выборе из двух (указать) — не различает;

       различает на слух при выборе из трех — не различает;

       воспроизводит (с движениями) — не воспроизводит;

        воспроизводит (без движений) — не воспроизводит. Примечание.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий