Речевой материал для обследования. Условная двигательная реакция при слуховом восприятии речевых стимулов

rechevoj material dlya obsledovaniya uslovnaya dvigatelnaya reakciya pri sluhovom vospriyatii rechevyh stimulov

Словосочетания:

пинана..нунупу…пипип… слова: имя ребенка, дом, барабан, ба­бушка, собака, шишка, чай и др.

С гонкая условная двигательная реакция выражается в том. что и момент предъявления речевого стимула ребенок реагирует на него каким-то определенным действием: поднимает руку, перекладывает различные предметы или игрушки и др. Ученик умеет ждать сигнал и действует точно на начало сигнала. При этом он может сопровождать движение речью или действовать молча. Учитель не побуждает ученика к повторению данных стимулов. Однако является важным учет реакции ученика: выполняет он задания молча или пытается воспроизвести предъявленные речевые стимулы.

Учитель произносит различные речевые стимулы голосом нормальной разговорной громкости, постоянно меняя продолжительность паузы между сигналами, с тем чтобы ученик ждал сигнал и дей- ct повал одновременно с началом речевого сигнала.

Ученик воспринимает данные стимулы сначала зрительно и одновременно с сигналом выполняет определенное действие, например, на каждый речевой сигнал перекладывает один предмет (складывает муляжи фруктов в корзину, маленькие кубики в коробку или кузов машинки и т.п.). При этом ребенок может повторять стимулы или действовать молча. После того как ребенок научился уверенно действовать на предлагаемые стимулы, он воспринимает речевые сигналы у уха. (При этом уверенность выполнения предыдущего залипни является обязательным условием проверки.) После этого ученик воспринимает речевые стимулы на слух (вибротактильное изрисльное восприятие исключается с помощью экрана).

При стойкой реакции на предъявленные стимулы на слух у уха расстояние от ушной раковины ребенка до учителя постепенно увеЛНЧИвается до тех пор, пока ученик уверенно действует на предъявленные стимулы.

При нестойкой реакции на предъявленные стимулы ученик действует неуверенно, часто двигательная реакция не совпадает с начином речевого сигнала, у ребенка наблюдаются межсигнальные кеты.

В протоколе отмечается характер двигательной реакции (стойкая / 1КЧюйкая), а также расстояние, на котором выявлена стойкая услов— пая двигательная реакция. Это расстояние является истинным на данный период обучения. В дальнейшем оно может быть увеличено.

Обратите внимание!

Необходимо:

       постоянно менять длительность паузы между сигналами;

       исключить при предъявлении речевого сигнала ориентацию ученика на изменение положения учителя во время подачи сигнала (приближение к уху с началом речи), отражение в зеркале его лица и другие «подсказки»;

       продолжительность обследования каждого ученика определять в зависимости от его работоспособности;

       если ученик не проявляет интереса к выполнению задания, меняется дидактический материал.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий