Примерные тексты:
Шар улетел.
Лня плачет: «Жалко шар.»
— Ой! Я поймал шар!
— На шар.
— Спасибо.
Таня разбила тарелку.
Мама спросила: «Кто разбил тарелку?»
Таня ответила: «Кот разбил.»
Мама ругала кота: «Ай! Ай! Ай! Разбил тарелку.»
Таня заплакала: «Жалко кота.»
Она сказала: «Я разбила тарелку.»
Мама сказала: «Какая ты молодец! Сказала правду!»
Кот рад: «Молодец, Таня.»
(Этот сюжет заимствован из книги Б.Д. Корсунской «Читаю сам».)
Выбор текста осуществляется учителем в зависимости от уровня речевого развития ученика.
К каждому тексту используют по три картинки.
Перед учеником в случайной последовательности кладут три картинки, передающие содержание контрольного текста. Ему предлагают задание: «Положи картинки по порядку: первая, вторая, третья, а потом расскажи». Ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок. Рассказ ученика (желательно в фонетической транскрипции) записывают в протоколе.
Если ученик не может разложить картинки в логической последовательности, то это отмечают в протоколе.
Картинки, разложенные учеником в порядке, не соответствующем контрольному тексту, учитель располагает в правильной последовательности.
Затем ученику предлагают задание: «Послушай рассказ по картинкам и повтори.»
Ученик дважды слухозрительно воспринимает контрольный текст (картинки лежат перед ним на столе) и каждый раз повторяет то, что воспринял. Речь ученика фиксируют в протоколе.
Независимо от правильности выполнения задания ученик воспринимает текст по фразам. Каждую фразу он воспринимает слухозрительно дважды и повторяет то, что понял. Ответы ученика записывают в протоколе (в фонетической транскрипции).
После этого ученик читает данную фразу на табличке и самостоятельно подкладывает табличку к картинке. В протоколе отмечают особенности речи при чтении, а также соотносит ли ученик прочитанное с картинкой.
В заключение ученик выполняет задание: «Послушай и скажи, как я.» Учитель эмоционально и выразительно дважды произносит каждую фразу, используя естественные невербальные средства коммуникации. Ученик каждый раз воспринимает их слухозрительно и повторяет. В протоколе отмечают возможности ученика в подражании речи учителя.
Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]