Речевой материал для обследования. Педагогическое обследование самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста

rechevoj material dlya obsledovaniya pedagogicheskoe obsledovanie samostoyatelnoj svyaznoj rechi i sluhozritelnogo vospriyatiya teksta

Примерные тексты:

Шар улетел.

Лня плачет: «Жалко шар.»

        Ой! Я поймал шар!

        На шар.

        Спасибо.

Таня разбила тарелку.

Мама спросила: «Кто разбил тарелку?»

Таня ответила: «Кот разбил.»

Мама ругала кота: «Ай! Ай! Ай! Разбил тарелку.»

Таня заплакала: «Жалко кота.»

Она сказала: «Я разбила тарелку.»

Мама сказала: «Какая ты молодец! Сказала правду!»

Кот рад: «Молодец, Таня.»

(Этот сюжет заимствован из книги Б.Д. Корсунской «Читаю сам».)

Выбор текста осуществляется учителем в зависимости от уровня речевого развития ученика.

К каждому тексту используют по три картинки.

Перед учеником в случайной последовательности кладут три картинки, передающие содержание контрольного текста. Ему предлагают задание: «Положи картинки по порядку: первая, вторая, третья, а потом расскажи». Ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок. Рассказ ученика (желательно в фонетической транскрипции) записывают в протоколе.

Если ученик не может разложить картинки в логической последовательности, то это отмечают в протоколе.

Картинки, разложенные учеником в порядке, не соответствующем контрольному тексту, учитель располагает в правильной последовательности.

Затем ученику предлагают задание: «Послушай рассказ по картинкам и повтори.»

Ученик дважды слухозрительно воспринимает контрольный текст (картинки лежат перед ним на столе) и каждый раз повторяет то, что воспринял. Речь ученика фиксируют в протоколе.

Независимо от правильности выполнения задания ученик воспринимает текст по фразам. Каждую фразу он воспринимает слухозрительно дважды и повторяет то, что понял. Ответы ученика записывают в протоколе (в фонетической транскрипции).

После этого ученик читает данную фразу на табличке и самостоятельно подкладывает табличку к картинке. В протоколе отмечают особенности речи при чтении, а также соотносит ли ученик прочитанное с картинкой.

В заключение ученик выполняет задание: «Послушай и скажи, как я.» Учитель эмоционально и выразительно дважды произносит каждую фразу, используя естественные невербальные средства коммуникации. Ученик каждый раз воспринимает их слухозрительно и повторяет. В протоколе отмечают возможности ученика в подражании речи учителя.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий