Ребенка воспитывает все, что его окружает

Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными, независимо от степени осознания их как взрослыми, так и детьми. Отсюда воспитание детей может быть стихийным и целенаправленным. Если стихийное воспитание протекает в неорганизованной среде, то целенаправленное воспитание предусматривает как создание специальных условий и методов воздействия на ребенка, так и использования в воспитательных целях неорганизованной среды с целью противодействия ее возможному отрицательному влиянию. Основным критерием результатов воспитательного воздействия является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Особое место в развитии и воспитании ребенка занимают периоды младенчества и раннего детства. В это время ребенок полностью зависит от семьи, от ее воспитательных возможностей и условий жизни в ней.

Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что усвоение ребенком общественного опыта и закладывание основ умственных и других способностей происходит наиболее эффективно в период до трех лет, когда поступающая внешняя информация в мозг «ложится» на интенсивно развивающиеся нервные клетки. Игнорирование этих закономерностей приносит непоправимый ущерб развитию ребенка и задача родителей, имеющих детей с теми или иными дефектами, не упустить эти возможности.

Ребенок не пассивный объект воспитательного воздействия. Он активный его субъект. В воспитании всегда взаимодействует воспитатель и воспитанник. Ребенок, изменяясь под влиянием воспитательного воздействия, сознательно или неосознанно сам начинает влиять на взрослых, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания.

Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, развитие ребенка предполагает постоянное развитие воспитателя, которое выступает условием развития ребенка. Отсюда следует вывод, что воспитание ребенка в семье должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как ухаживать за ребенком, но и ориентироваться в том, каким образом развивать психику ребенка и формировать его как личность.

Большой интерес для родителей представляет опыт раннего развития детей в Японии. В 1969 году один из основателей фирмы «Сони» Массара Ибука создал организацию «Японская ассоциация раннего развития», которая дает возможность тысячам малышей в возрасте до трех лет учиться по программе, которую он разработал. В основе этой программы лежит великая вера в силу воспитания и в потенциальные возможности ребенка. То, что ребенок способен усвоить до трех лет, впоследствии ему дается с трудом или вообще не дается. То, что взрослым усвоить трудно, дети усваивают играючи: иностранные языки, игру на скрипке, верховую езду, плавание, рисование и т. д. Они готовы учиться всегда, пока им интересно.

В предисловии к своей работе «После трех уже поздно» он говорит о том, что традиционный подход к обучению детей порочен. Считается, что о детях известно все, тогда как на самом деле мы очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет, но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70—80 процентов. Мозг ребенка обладает фундаментальной способностью принимать сигналы извне, создавать их образ и запоминать. На этой способности держится все дальнейшее интеллектуальное развитие.

Поэтому, как он считает, вводить информацию извне наиболее эффективно в период от одного до трех лет, так как основные структуры мозга формируются к трем годам. В этой связи он предлагает изменить в работе с детьми не содержание, а способ обучения ребенка. Главное, полагает он, это своевременное введение в развивающиеся клетки мозга нового опыта. Раннее развитие полезно не только для здоровых детей, но и для тех, кто появился на свет с теми или иными отклонениями от нормы. Как замечает Массара Ибука, раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу тяжелого положения детей необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать эти недостатки насколько это возможно.

Так, глухого ребенка сначала учат узнавать на слух собственное имя, затем другие слова. Позже соединяют слова со значениями, развивая следы слуха. Через несколько недель младенец начинает узнавать голос своей матери, а через четыре месяца свое имя. Примерно к трем годам узнает многие слова, которыми пользуются взрослые в повседневной жизни, поэтому эти ранние годы — самые подходящие, чтобы научить различным словам ребенка со слуховыми отклонениями. Больше всего надо избегать изоляции ребенка от звуков, потому что он якобы ничего не слышит. Как утверждает Масара Ибука, если глухой ребенок будет постоянно слушать звуки, у него может развиться способность слышать, даже если он родился с серьезным нарушением слуха.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни и других факторов. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни никто не может дать. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-психологические особенности семьи как ячейки общества. Охарактеризуйте основные типы семьи и объясните, почему они неодинаково влияют на развитие личности ребенка.

2. Назовите основные факторы, от которых зависят межличностные отношения в семье.

3. Раскройте основные схемы поведения родителей и их реакции на дефект ребенка.

4. Перечислите трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями.

5. Что понимается под социально-психологической реабилитацией родителей и какие существуют способы снятия у них тревожных эмоциональных переживаний?

6. Какие существуют препятствия на пути преодоления тревожных переживаний и страхов у родителей и каким образом их можно преодолеть?

7. Раскройте сущность понятия «воспитание» и значение этого процесса для ребенка с ограниченными возможностями в семье.

8. Что такое стиль семейного воспитания и какое влияние он оказывает на психическое развитие ребенка и возникновение различных аномалий в формировании личности?

9. Обоснуйте важность социальных связей родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и дайте характеристику некоторым из них.

10. Почему ранние периоды жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективны для реабилитации нарушенных психических функций?

Темы для докладов и сообщений

1. Психологические особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.

2. Социально-психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Опыт организации социальной и психологической поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (в области, городе).

Литература

1. Дружинин ВЛ. Психология семьи. М., 1996.

2. Если ребенок не такой, как другие… Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волковой. М., 1997.

3. Захаров АЛ. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

4. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях воспитания. М., 1979.

287

5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. М., Воронеж, 1996.

6. Селиванов В.И. Семья как коллектив // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М., 1975.

7. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

8. Соколова ВЛ., Юзефович ГЛ. Отцы в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. М., 1991.

9. Ясная Л. Семьи, воспитывающие детей с особыми проблемами // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. Сб. научных трудов и проектных материалов. М., 1995.

Глава 9

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий