В детском и подростковом возрасте в силу разных причин нередко можно встретить детей с различными формами патологии и нарушениями характера, которые обостряются в более позднем возрасте. В этой связи условно различают следующие группы патологического развития характера.
К первой группе нарушений относят психопатоподобные расстройства и патологические черты характера, вызванные сотрясениями мозга и другими органическими расстройствами. В их числе могут быть
— невротическое формирование характера как этап затянувшегося невроза;
— постреактивное формирование характера после перенесенного психогенного психоза и др.
При психопатоподобных расстройствах характер ребенка постепенно становится тяжелым и трудным. Но если ликвидировать причины, породившие его, то появившиеся негативные свойства характера быстро проходят.
Ко второй группе относят нарушения в формировании характера, обусловленные воздействиями психогенных факторов: конфликтов, дурного воспитания, изоляции от здоровых сверстников вследствие обостренного переживания физических дефектов и уродств и связанных с ними ограничением контактов, чувства своей неполноценности и т. д. Особое место в их появлении занимают крайности в воспитании. Наиболее распространенными типами нарушений в формировании характера следует считать:
1) Воспитание по типу Золушки. В данном варианте родители чрезмерно придирчивы, предъявляют к ребенку повышенные требования, не давая ему нужной ласки и тепла. Такие дети, как правило, бывают забитыми, робкими, вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными постоять за себя. Обостренно переживая враждебную им действительность, они нередко много фантазируют, вместо того чтобы активно относиться к жизни.
2) Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования ребенка. Дети растут капризными, упрямыми. У таких детей с возрастом развивается эгоизм, высокомерное отношение к окружающим, наплевательское отношение к обязанностям и пр.
3) Гиперопека — особый вид воспитания, при котором детей лишают самостоятельности, подавляют их инициативу. Многие из таких детей вырастают нерешительными, неприспособленными к жизни, они привыкают к тому, что кто-то за них все решает и делает.
4) Воспитание по типу гипоопеки. Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».
5) Воспитание по типу кронпринца. Данный вид уродливого воспитания известен давно и обнаруживается чаще всего у детей из зажиточных семей, члены которых занимают высокое положение в обществе. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам и случайным людям. Вместо того чтобы получать любовь и ласку, они получают суррогаты эмоций.
6) Воспитание в условиях ограниченного социального пространства. Такой вид воспитания касается, в основном, детей, оставшихся без попечительства родителей, или детей, имеющих их, но оказавшихся в интернатных учреждениях. В учреждениях закрытого типа (домах ребенка, дошкольных и школьных детских домах или интернатах и др.) у детей, вследствие неудовлетворенных потребностей в любви и внимании со стороны родителей, в сложностях адаптации к большому числу сверстников, в связи с отсутствием навыков продуктивного общения и многих других факторов, формируются качества, отличающиеся от тех, которые прививаются в семье. У них развивается тенденция пассивного поведения, возникают нарушения в мотивационной и эмоциональной сферах, искажаются ценностные ориентации, рефлексивные качества на эмоциональные состояния другого человека и т. д.
К третьей группе относят формы смешанного в клиническом отношении и по происхождению патологического формирования личности и др. В наибольшей степени это проявляется у детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, которые попадают в условия уродливого воспитания или же в условия ограниченного социального пространства.
В подростковом периоде у детей появляются также специфические реакции на плохое к ним отношение. Эти реакции — еще один способ формирования у ребенка неправильного поведения. В числе таких реакций называют реакцию эмансипации, описанную А.Е. Личко (хочу быть свободным, родители для меня не авторитет), и реакцию группировки (стремление к групповому общению) и др.
Что нужно делать в этой связи?
Во-первых, не усугублять уже имеющуюся деформацию характера. Зная особенности ребенка, стараться уменьшить их и не дать им проявиться. Держаться по отношению к нему максимально предупредительно. Во-вторых, постараться повлиять на семью, чтобы она более гармонично относилась к сыну или дочери. Необходимо, чтобы такие дети проводили больше времени в детском коллективе.
Использованная литература:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003