Психологические аспекты подготовки детей с отклонениями в развитии к труду

psihologicheskie aspekty podgotovki detej s otkloneniyami v razvitii k trudu

Деятельность и общение являются основными факторами и условием развития психики и личности ребенка. Деятельность это активность человека, целью которой является преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность всегда предметна, осознанна и носит общественный характер.

Активность личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, реализуется, в первую очередь, в той области, в которой жизненно важные функции оказались наиболее сохранными. Это может быть игровая деятельность, познавательная, учебная, коммуникативная (общение), художественная (рисование, лепка), спортивная деятельность, обслуживающий труд и др. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в те или иные виды деятельности — главное условие реализации основной цели социальной реабилитации — формирование полноценной, устойчивой к травмирующим ситуациям личности. Названная цель может быть реализована при условии, что ребенок, выполняя конкретную деятельность, постепенно становится ее субъектом,

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования, реализовывать намеченные программы, управлять, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий. То есть становление субъекта деятельности — это процесс освоения индивидом смысла, цели, задач и способов преобразования человеком окружающего мира и самого себя.

Вступая в жизнь и включаясь в те или иные виды деятельности, ребенок не является субъектом деятельности, он выступает в роли ее носителя и действует стихийно. Однако по мере развития и овладения определенной деятельностью он становится ее субъектом. Каждый вид деятельности, в который включается ребенок, отличается своим содержанием, формами организации, его участниками и может реализовать широкий круг его потребностей. Например, участвуя в уборке помещения, ребенок может удовлетворить свои потребности в движении, совместной деятельности; в процессе изобразительной деятельности — в творческом самовыражении и т. д. Удовлетворяя свои потребности и интересы, ребенок одновременно приобретает многие личностные качества, такие как трудолюбие, любознательность, общительность, которые в дальнейшем становятся основой психологической структуры личности.

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в совместную деятельность создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.

Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности», который может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих ограничений и усугубиться, если со стороны окружающих будет проявляться определенное противодействие. Чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности, согласно взглядам А. Адлера, побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, как окружающие люди и даже сильнее других, стремиться к самосовершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает интересы, заинтересованность в благополучии других, она развивается в конструктивном и здоровом направлении.

А. Адлер считал, что каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные задачи человека реализуются в жизненном стиле. Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о мире. А. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение. Он подчеркивал, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек сам формирует свою личность. Основной путь — сотрудничество с другими людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — залог формирования здоровой личности.

А. Адлер полагал, что недостаток интереса к различным видам деятельности и социальную изоляцию ребенка могут породить следующие условия его жизни.

1) Органическая неполноценность, частые болезни. Они могут привести к тому, что у ребенка по этой причине пропадет желание взаимодействовать с другими детьми.

2) Избалованность детей — вызывает трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Таким детям не хватает уверенности в своих силах. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Они, как правило, не способны испытывать подлинные чувства по отношению к родителям, которыми так хорошо манипулируют.

3) Отверженность — третья ступень, которая может серьезно замедлить развитие ребенка. Эти дети никогда не знали любви в доме, поэтому им чрезвычайно трудно развить в себе эти качества.

Чтобы помочь ребенку преодолеть явный или замаскированный комплекс неполноценности, важно следующее:

1) Понять специфический стиль жизни ребенка, особенности его жизни и развития.

2) Помочь ребенку понять себя, выработать у него веру в свои силы и возможности.

3) Создать условия для формирования у ребенка уверенного поведения и усиления социального интереса. Важно, чтобы он смог понять себя, научился осознавать ошибки, которые он совершает в повседневных жизненных ситуациях, предвидеть последствия своего поведения.

Уверенное поведение проявляется в способности открыто говорить о своих чувствах и требованиях, устанавливать контакты, уметь начинать и оканчивать беседу, проявлять позитивные и негативные чувства, уметь сказать «нет», честно выражать свое мнение без оглядки на окружающих. Противоположным этому поведению является неуверенное поведение. Для него характерны страх контакта, критики, чувство вины, чрезмерная осторожность, конформность и др. Для развития уверенного поведения рекомендуется целенаправленно использовать жизненные ситуации, в которые включается ребенок, а также организацию своеобразного тренинга как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий