Процесс социальной реабилитации — это двусторонний процесс

process socialnoj reabilitacii eto dvustoronnij process

 В нем участвуют как взрослый, так и ребенок. Занятия по преодолению трудностей в общении организуются, как правило, по двум большим проблемам. В одном случае они носят познавательный характер, ребенка приобщают к разговору на познавательные темы, в другом — по формированию навыков личностного общения.

При всем многообразии форм и содержания этих занятий они строятся с учетом определенных требований: во-первых, с учетом индивидуальных различий и возможностей ребенка; во-вторых, основываются на принципе опережающей инициативы взрослого. Взрослый не только демонстрирует ребенку образцы общения, но и ведет за собой, увлекает его своими действиями. В-третьих, при организации занятий по развитию навыков общения нужно учитывать активность ребенка в разных ситуациях, его настроение, сосредоточенность, а также время, в течение которого ребенок хочет общаться.

Активность ребенка будет значительно выше, если у него есть какие-либо, пусть несложные интересы и увлечения. Интерес автоматически не появляется, его надо развивать. Например, ребенку с ограниченными возможностями можно привить интерес к ухаживанию за цветами, рыбками в аквариуме, наблюдению за облаками, птицами, разыскиванию в парке или лесу разных пород деревьев. Наличие интересов у ребенка дает больше шансов найти благоприятную тему и завести разговор о приятных для него вещах.

Занятия, имеющие познавательный характер, проводятся, в основном, в индивидуальной форме. Это может быть совместная игра со взрослым, которая нравится малышу и которую он сам выбирает; подвижная игра, игра с правилами и т. д. Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать ребенка в разговор, рассказывать ему, например, о животных, их повадках, о машинах, явлениях природы и др. В игре ребенок должен чувствовать себя не подавленным, а равноправным партнером. Ему следует чаще задавать вопросы, наводить его на правильные ответы, хвалить за удачные ответы и вопросы. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, диафильмы, мультфильмы.

Материалом для общения может стать и жизненный опыт ребенка. Своеобразие этих "занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации, в которой происходит сближение взрослого и ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы добиваться развития у ребенка способности общения на познавательные темы.

Занятия по формированию личностного общения можно строить несколько иначе. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки. Для этих целей подходит любая продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра в песочнице. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений в хорошо знакомой ему деятельности, объективно сравнивать его умения с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнением других.

Последующие занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия «общение». Назовите основные функции общения.

2. Что вы понимаете под средствами общения? Какие виды речи вам известны?

3. Перечислите основные навыки и умения, необходимые ребенку для успешного овладения речью.

4. Проанализируйте некоторые особенности развития речи ребенка в динамике. Назовите основные требования, предъявляемые к речи школьника, чтобы она отвечала нормам общенационального литературного языка.

5. Что вы понимаете под расстройством речи у ребенка? Дайте характеристику критическим периодам, наиболее опасным для возникновения речевых расстройств у детей.

6. Раскройте основные причины возникновения речевых расстройств у детей.

7. Какие классификации речевых расстройств вам известны?

8. Назовите основные виды речевых нарушений у детей. Почему речевые нарушения влекут за собой отклонения в личностном развитии ребенка?

9. Назовите основные формы общения, возникающие в процессе развития ребенка.

10. Назовите основные затруднения, возникающие в общении у детей и подростков, имеющих речевые нарушения. Когда эти трудности преодолеваются легче?

11. Раскройте сущность психологических барьеров в общении и пути их преодоления.

Темы для докладов и сообщений

1. Общение и его значение в социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

2. Восприятие и познание людьми друг друга в общении.

3. Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Бодалев АА. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до трех лет. М., 1992.

4. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Лапшин В.А., Певзнер М.С. Основы дефектологии. М., 1990.

6. Леонтьев А.А, Психология общения. М., 1997.

7. Лисина ММ. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.

8. Логопедия / Под ред. Л .С Волковой: В 2 кн. М., 1995.

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

10. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1981.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Со-хина. 1979.

13. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий