Примеры результатов обследования. Восприятие на слух и воспроизведение динамики и темпа речи

primery rezultatov obsledovaniya vospriyatie na sluh i vosproizvedenie dinamiki i tempa rechi

Ученик А. Различает на слух:

на материале словов — слитность и паузы, ударения в двух- и трехсложных структурах, громкость и темп речи, высоту голоса; другие элементы интонации не различает;

на материале фраз — синтагматическое членение, темп речи, силу голоса, фразовое ударение;

воспроизводит:

на материале словов только слитность и паузы, ударение в двухсложных структурах, изменение силы голоса и темпа;

на материале фраз только синтагматическое членение, выделяет фразовое ударение (при использовании движений).

ВЫВОД: у ученика имеются определенные навыки в восприятии на слух прежде всего определенных ритмических структур, силы голоса, темпа речи, а также в воспроизведении синтагматического членения и фразового ударения (сдвижениями). Мелодику речи ученик не воспринимает и не воспроизводит. Ученик готов к школьному обучению по разделу формирования ритмико-интонационной структуры речи.

Ученик Б. Различает на слух:

на материале словов — слитность и паузы, ударения в двухсложных структурах, темп речи (при выборе из двух во всех сочетаниях), громкость (при выборе из двух во всех сочетаниях); другие элементы интонации не различает;

на материале фраз — синтагматическое членение, темп и громкость при выборе из двух во всех предъявленных сочетаниях;

воспроизводит:

на материале словов — слитность и паузы, ударение в двухсложных структурах за счет более длительного произнесения гласного, при изменении силы голоса одновременно меняет высоту, воспроизводит медленный темп речи, нормальный — только с движениями;

на материале фраз — синтагматическое членение (с движениями).

ВЫВОД: у ученика имеется определенное отставание в овладении восприятием и воспроизведением ритмико-интонационной структуры речи, что необходимо учесть при планировании работы.

Ученик В. Различает на слух и воспроизводит с движениями на материале словов только слитность и паузы, на материале фраз различает на слух с трудом (при большом количестве ошибок) и воспроизводит с движениями синтагматическое членение. Другие элементы интонации не воспринимает и не воспроизводит. Затрудняется в точном повторении движений, моделирующих ритмико-интонационную структуру фраз.

ВЫВОД: ученик существенно отстает в развитии восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико-интонационной структуры речи.

По результатам комплексного обследования оказалось возможным выделить три типичные группы учащихся, которые описаны далее.

Первая группа учащихся. В самостоятельной речи фразы нет, слова часто произносят с искажением звукобуквенного состава. В общении, как правило, устной речью не пользуются.

Речь в большинстве случаев невнятная, темп речи замедленный, имеются нарушения голоса, включая грубые. Слова произносят неслитно (по слогам, по частям и по отдельным звукам); словесное ударение и орфоэпические правила не соблюдают, звуковой состав с грубыми нарушениями.

У учащихся, как правило, нет стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов. На слух (без слухового аппарата) контрольные слова (три группы) воспринимают по- разному, в зависимости от состояния тонального слуха.

Контрольные слова (списки Л.В. Неймана) на слух (со слуховым аппаратом) не воспринимают, у части детей не сформирован навык отвечать словом на предъявленный речевой стимул.

Контрольные фразы разговорного характера слухозрительно (со слуховым аппаратом) и зрительно не воспринимают.

Контрольный текст слухозрительно (со слуховым аппаратом) не воспринимают.

Вторая группа учащихся. В самостоятельной речи — короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова. В устном общении испытывают значительные затруднения.

Речь маловнятная или невнятная, темп речи замедленный, иногда нормальный. В большинстве случаев имеются нарушения голоса. Слова произносят слитно, иногда по слогам, по частям и по звукам; словесное ударение и орфоэпические правила соблюдают только в отдельных знакомых словах, звуковой состав в большинстве случаев с грубыми нарушениями. Ритмико-мелодическая структура фраз не сформирована.

У учащихся, как правило, стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. На слух (без слухового аппарата) контрольные слова (три группы) воспринимают по- разному, в зависимости от состояния тонального слуха.

Контрольные слова (списки Л.В. Неймана) на слух (со слуховым аппаратом) не воспринимают, но в ряде случаев правильно воспринимают словоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы.

Отдельные контрольные фразы разговорного характера слухозрительно (со слуховым аппаратом) и зрительно воспринимают.

Контрольный текст слухозрительно (со слуховым аппаратом) целиком не воспринимают, но отдельные фразы и слова из текста воспринимают правильно.

Третья группа учащихся. В самостоятельной речи — развернутая или короткая фраза, иногда с аграмматизмами. Дети охотно вступают в устное общение. Речь, как правило, достаточно внятная, но у отдельных учащихся маловнятная, темп речи замедленный, иногда нормальный, может быть торопливый. Голос, в отдельных случаях, с нарушениями. В большинстве случаев слова произносят слитно, словесное ударение и орфоэпические правила соблюдают на знакомом материале, воспроизводят в речевом материале звуки первого концентра (иногда с нарушениями), соблюдают регламентированные замены. Фразовое ударение воспроизводят только на знакомом речевом материале. Мелодическую структуру фраз, как правило, не воспроизводят.

У всех учащихся стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. На слух (без слухового аппарата) контрольные слова (три группы) воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха и уровня развития слухового восприятия.

Контрольные слова (списки Л.В. Неймана) на слух (со слуховым аппаратом) воспринимают в отдельных случаях, но словоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы правильно воспринимают в большинстве случаев. Всегда отвечают словом на предъявленный речевой стимул.

Большинство контрольных фраз разговорного характера слухозрительно (со слуховым аппаратом) воспринимают. Результаты слухозрительного восприятия фраз (со слуховым аппаратом), как правило, выше зрительного.

Основное содержание контрольного текста слухозрительно (со слуховым аппаратом) воспринимают.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий