Нарушения в развитии личности могут проявляться в виде неадекватного поведения, в нарушении иерархии мотивов, побуждающих личность к активности, в возникновении отрицательных черт характера, в виде вредных привычек поведения, в нарушении межличностых взаимодействий и многих других формах.
В зависимости от этиологии возникновения они могут носить различный характер. Например, известно, что та или иная психическая болезнь оставляет определенный след в психике человека, приводит к существенным изменениям в личностной сфере, к утере сложной организации человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие люди (душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику и ими занимаются психиатры.
Но кроме них есть люди, которые не считают себя больными, но в их поведении проявляются определенные странности, у многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия. Иначе говоря, аномалии в развитии личности могут возникать не только у душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической патологии. Поэтому изучением личностных особенностей в аспекте психической нормы и патологии занимаются как психиатры, так и психологи.
Особенно уязвимы в возникновении личностных отклонений дети, имеющие те или иные жизненные ограничения. Они представляют особую группу — группу повышенного риска. Объясняется это тем, что, во-первых, на появление различных отклонений на ранних этапах возрастного развития существенно влияют биологические факторы (генетические, инфекционные, иммунологические, токсические и др.) Наличие того или иного дефекта затрудняет общее развитие ребенка, сказывается на его познавательной сфере и ведет к значительному своеобразию формирования личности. Во-вторых, дети с ограниченными возможностями обостренно воспринимают воздействие различных социальных факторов. В зависимости от условий воспитания и социального окружения у таких детей по мере их взросления возникают вторичные нарушения, представляющие собой психические и личностные отклонения.
В числе наиболее общих причин возникновения нарушений в личностном развитии выступают два основных фактора: социальный (условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосоциальные травмы, алкоголизм, наркомания и др.) и биологический (наследственность, травмы головного мозга, инфекционные поражения, некоторые ток-сикации и др.).
Ведущая роль в развитии личности принадлежит социальному фактору. Личность — продукт социального развития. После появления ребенка на свет у него при нормально организованном обучении и воспитании начинает интенсивно, формироваться интеллектуальная, потребностно-мотивацион-ная и эмоционально-волевая сферы, познавательные способности, вырабатываются нормы и правила поведения, которые впоследствии станут основой структуры его личности. В случае же ущемления в развитии одной или нескольких названных сфер происходит задержка психического развития, недоразвитие личности (проявления инфантилизма), возникновение педагогической запущенности, формирование отрицательных черт характера, привычек и отклонений в поведении.
Использованная литература:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003