Педагогическое обследование восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико-интонационной структуры

pedagogicheskoe obsledovanie vospriyatiya i vosproizvedeniya osnovnyh elementov ritmiko intonacionnoj struktury

Особенности воспроизведения учениками ритмико-интонационной структуры речи прослеживают в процессе всех проверок и отмечают в протоколе.

Специальное обследование слухового восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико-интонационной структуры фраз позволяет выявить у учащихся особенности овладения каждой структурой на различном речевом материале (слогах, словосочетаниях и фразах).

Обратите внимание на следующее. До обследования детей учитель отрабатывает собственное правильное естественное воспроизведение основных интонационных структур, при возможности контролируя свою речь с помощью визуальных приборов (например, ин- тонографа, специальных модулей компьютерной программы «Видимая речь» и др.) или опираясь на экспертные оценки коллег.

В процессе проверок учитель воспроизводит все элементы интонации естественно. При многократном повторении характер воспроизведения интонационных структур учителем не меняется (например, при различении слитности речи и пауз обязательно сохраняется ровное естественное звучание голоса, его нормальная сила, темп речи).

Задачи обследования:

выявление у ученика возможностей:

слухового восприятия основных элементов фразовой интонации: слитности и пауз, темпа речи, силы голоса, элементарных ритмических структур, фразового ударения, базовых мелодических структур, повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации;

воспроизведения данных элементов фразовой интонации с движениями, содействующими правильному их произнесению, и без движений.

Методика проведения обследования

Каждая проверка включает в себя две части: подготовительную и контрольную. Обследование проводится при постоянном использовании учеником электроакустического аппарата.

В подготовительной части учитель сначала несколько раз (2-3 раза) предъявляет образец звучания обследуемых ритмико-интонационных структур: воспроизводит данные структуры (тестовый материал — слоги, словосочетания и фразы даны при описании каждой проверки), показывая при этом на письменные таблички, которые лежат перед учеником, и сопровождая речь движениями (описание движений приводится в каждой проверке). Необходимость движений в данной части проверки обусловлена тем, что ученик может слухозрительно не воспринимать определенные элементы речи (например, базовые мелодические модуляции голоса); не используя движения, учитель не может убедиться, что ученик понял задание. Ученик слухозрительно воспринимает речь учителя и каждый раз повторяет за ним речевой материал, сопровождая свою речь движениями.

Затем учитель в последовательности, исключающей догадку, повторяет данные структуры, сопровождая речь соответствующими движениями. Ученик самостоятельно показывает соответствующую табличку и повторяет, моделируя движениями элементы интонации. После того как ученик самостоятельно уверенно выполнит задание, проводится контрольная часть проверки.

В контрольной части учитель произносит речевой материал за экраном, двигательное моделирование интонационных структур не используется. Проверочный материал предъявляют в последовательности, исключающей догадку, каждую структуру по три раза. Ученик воспринимает тестовый материал на слух, показывает на соответствующую табличку и произносит то, что услышал, с движениями и без движений.

В процессе проверки рекомендуется, по возможности, использовать специальные компьютерные программы, что позволяет учителю более точно определить особенности воспроизведения учеником отдельных элементов интонации, особенно мелодических структур.

Ассистент фиксирует полученные данные в протоколе, отмечает результаты слухового восприятия и воспроизведения (сдвижениями и без движений) проверяемых структур.

Анализ полученных результатов: результаты слухового восприятия считаются положительными, если ученик дал правильный ответ в двух случаях из трех в каждой проверяемой структуре. Аналогично оценивают воспроизведение интонационных структур.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий