Овладение ребенком речью, как средством общения, проходит в три основных этапа

ovladenie rebenkom rechju kak sredstvom obshheniya prohodit v tri osnovnyh etapa

Первый этап довербальний. Ребенок не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить. На этом этапе постепенно складываются условия, способствующие овладению речью.

Второй этап — этап возникновения речи. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить свои первые слова.

Третий этап — этап развития речевого общения. Он охватывает все последующее время жизни. На этом этапе развивается потребность в общении, и общение становится одной из сторон целостной деятельности ребенка.

Первоначальна, в первом полугодии жизни, потребность в общении проявляется как потребность во внимании и доброжелательности взрослого. При овладении ребенком произвольными хватательными движениями потребность в общении приобретает характер нужды в сотрудничестве или в соучастии взрослого. На следующем этапе потребность в общении становится как потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами этих отношений.

Развитие общения в качестве целостной деятельности рассматривается в психологии как смена качественно своеобразных форм, отличающихся особым содержанием потребности ребенка в общении со взрослым. В этой связи выделяется четыре формы общения: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым складывается к двум месяцам его жизни. Данная форма считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на улыбку, если возникает двигательное оживление, вокализации и ребенок стремится продлить эмоциональный контакт с взрослым.

Ситуативно-деловое общение возникает в конце первого полугодия и сохраняется до трех лет. Его основная особенность — связь с предметной деятельностью. У детей возникает потребность в сотрудничестве со взрослыми, им требуется соучастие в их действиях. Взаимодействуя с ними, они постепенно переходят от примитивных манипуляций к более специфичным, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т. е. приурочены к данному месту и времени. Появление у детей первых вопросов о свойствах вещей, о предметах и явлениях, отсутствующих в данное время и в данном месте, знаменуют переход ребенка от ранних ситуативных форм общения к более развитымвнеситуативным.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в младшем дошкольном возрасте. Для нее характерно включение ребенка не в практическую, а в познавательную деятельность. Ведущим становится познавательный мотив. Его удовлетворение побуждает ребенка ставить перед взрослым все более сложные вопросы. Основным коммуникативным средством становится речь, которая позволяет независимо от ситуации передавать и получать максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный мотив. Ребенок теперь сосредотачивается не на мире предметов, а на социальном окружении, на мире людей. Возникает потребность не просто в доброжелательном отношении, а во взаимопонимании, в сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Совпадение позиции с мнением взрослого служит доказательством ее правильности.

Каждая из названных форм общения способствует развитию определенных сторон психики ребенка: ситуативно-личностная стимулирует становление перцептивных действий разных систем и анализаторов; ситуативно-деловая — приводит к переходу от отдельных действий к предмету деятельности и развитию речи; внеситуативно-познавательная —помогает ребенку расширить рамки мира, доступного для познания; внеситуативно-личностная — вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место.

При достижении определенного уровня развития у ребенка возникает потребность быть рядом со сверстником, общаться с ним. Особенно заметно эта потребность проявляется на третьем году жизни.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий