Опознавание и различение слов на слух (с помощью слухового аппарата)

opoznavanie i razlichenie slov na sluh s pomoshhju sluhovogo apparata

Проверку проводят в начале обучения в школе.

Задачи проверки: проверить навыки ученика в опознавании знакомых слов на слух; проверить возможности ученика в различении слов на слух; определить оптимальный выбор, при котором ученик уверенно различает на слух контрольные слова.

Тестовый материал: специально разработанные сбалансированные комплекты слов для обследования учащихся младших классов (Е.П. Кузьмичева, О.В. Шевцова, Е.З. Яхнина). Комплект составлен из слов, хорошо знакомых учащимся по значению. Каждый список включает 10 слов с разной словоритмической структурой: по два односложных слова, по два двусложных с ударением на первом и втором слогах, шесть трехсложных — по два с ударением на первом, втором и третьем слогах. Последовательность расположения речевых единиц, с точки зрения их словоритмической структуры, в списках свободная. Использование в качестве тестового материала специально созданных сбалансированных списков слов позволяет исключать запоминание тестового материала.

Список 1 — дом, чашка, тетрадь, один, молоко, дедушка, папа, посуда, сыр, яблоко, работа, колбаса.

Список 2 — ручка, собака, зима, апельсин, бабушка, каша, тарелка, хлеб, компот, ножницы, помидор, мяч.

Список 3 — линейка, чай, ужин, стол, лопата, альбом, карандаш, девочка, рыба, квадрат, голова, комната.

Методика обследования. Учитель сначала предъявляет ученику слова по порядку. Ученик воспринимает каждое слово на слух с аппаратом, которым пользуется на занятиях постоянно, и повторяет его. Если после двух предъявлений ученик слово не воспринял, ему показывают соответствующую картину, и ребенок называет слово’. Ответы ученика фиксируют в протоколе.

Затем ученик различает данные слова на слух после предъявления образца звучания каждого слова. При этом сначала используют набор из 12 слов, затем, если ученик затрудняется, выбор постепенно уменьшается (в наборе используют слова с разной словоритмической структурой). Учитель определяет, при каком выборе ученик уверенно различает слова на слух.

Анализ результатов: в проверке выявляют возможности ученика в опознавании знакомых слов на слух и в различении данных слов в условиях ограниченного выбора. Развитие у глухих детей данных навыков является основой для формирования речевого слуха, развития в дальнейшем умения воспринимать на слух разнообразный речевой материал.

При обследовании определяют то число речевых единиц, при выборе из которого возможно продолжить слуховую тренировку учащегося на первоначальном этапе обучения в школе.

‘ Учитель должен быть уверен, что все слова из списка ученик знает по звукобуквенному составу и соотносит с предметами и картинками.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий