Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом

ochen vazhno chtoby specialist po socialnoj reabilitacii obladal pedagogicheskim taktom

Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как к главной ценности.

В тесной связи с педагогическим тактом рассматривают педагогическую эмпатию. Эмпатия помогает специалисту по социальной реабилитации войти в положение, понять состояние ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним.

Приемы и методы воздействия на детей и подростков могут быть разнообразными: вербальными и невербальными, прямыми или косвенными. Но в каждом конкретном случае требуется осмысление причин, породивших негативные последствия, знание особенностей личности, условий жизни, воспитания и развития, учета их специфики в данный момент. От специалиста по социальной реабилитации требуется нравственная зрелость, гибкость, творческий подход к использованию тех или иных методических приемов и средств.

Очень точно заметил по этому поводу К.Д. Ушинский в своем обращении к учителям: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но сами натуры воспитанников не походят одна на другую».

Итак, взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:

— не следует вспоминать о дефекте и произносить его в присутствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанника и формировать это чувство;

— основным регулятором нравственных отношений является справедливая оценка поступков и действий ребенка. Необходимо быть требовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением личности ребенка;

к ребенку следует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;

нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать, откликаться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;

ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее —

одна из моральных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;

следует оберегать воспитанников от вербальной агрессии здоровых сверстников, научить их делать это самостоятельно, используя специальные приемы;

нельзя делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;

— необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей работе опираться на них;

— в общений с детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационную деятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле;

— нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

Нравственные отношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективом специалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Кроме специалиста по социальной реабилитации, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности, взаимодействуют врачи, коррек-ционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя и другие специалисты. Коллектив реабилитационного или другого специализированного учреждения является тем звеном, которое объединяет и направляет усилия всех участников реабилитационного процесса на достижение общих результатов.

Поэтому вопрос о системе нравственных отношений в специализированном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.

Коллектив реабилитационного учреждения контролирует и направляет деятельность специалиста по социальной реабилитации, предъявляя к нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности. Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себя уверенным и активно решать поставленные задачи.

Взаимопомощь и взаимодействие в реабилитационном коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. В этой связи чрезвычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном в педагогической, психологической и специальной литературе. Однако необходимо, чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценить каждое новое достижение своего коллеги, понимали друг друга с полуслова.

Чрезвычайно важной морально-этической проблемой являются отношения специалиста по социальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних и тех же задач. Конфликты между родителями и специалистом по социальной реабилитации могут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактности самого специалиста, разночтения задач социальной реабилитации и т. д.

Нравственные отношения в системе реабилитационной деятельности — непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют формированию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные требования, предъявляемые к специалисту по социальной реабилитации, необходимые для эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

2. Почему специалист по социальной реабилитации должен выполнять функции родителя, педагога, психолога, психотерапевта?

3. Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной реабилитации?

4. Раскройте содержание основных качеств профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

5. В чем проявляются специфические особенности взаимодействия специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими отклонения в развитии?

6. На основании каких моральных норм должны основываться взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми?

7. Что такое мораль? Раскройте содержание нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений специалиста по социальной реабилитации.

8. Раскройте сущность понятия «педагогический такт», в том числе по отношению к профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Темы для докладов и сообщений

1. Личность специалиста по социальной реабилитации в условиях социально-реабилитационной деятельности.

2. Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социально-реабилитационного процесса.

3. Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации. Организация методической помощи и содействие в профессиональном росте специалисту по социальной реабилитации в условиях реабилитационного центра.

Литература

1. Захарова Е.Я. Влияние нормативно-ценностных ориентации педагогов на успешность их деятельности. Дис. канд. пед. наук. Л., 1989.

2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.,1997.

3. Маркова АЛ. Психология труда учителя. М., 1993.

4. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1977.

5. Самахова И.А. Не смейтесь над Дауном! Он человек, хотя порой без биополя // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.

346

6. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

8. Якунин ВА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 1998.

9. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 1996.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий