Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya

Составной частью процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурноисторическому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.

В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов — один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

Стандартные правила по обеспечению для инвалидов равных возможностей, принятые Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, делают акцент на том, что система образования инвалидов должна входить в систему общего образования. Если же система общего школьного образования не удовлетворяет адекватным образом потребности всех инвалидов, организуется специальное обучение. Но при этом оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Такой подход необходим для того, чтобы инвалиды имели равные возможности со здоровыми людьми не только в получении образования, но и в дальнейшем трудоустройстве, так как в случае разделения этих систем инвалиды окажутся в изоляции.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нем зафиксировано положение о том, что государство обеспечивает получение инвалидами основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Большинство детей с ограниченными возможностями учатся и проходят реабилитацию в специализированных учреждениях, находящихся в ведении трех ведомств: министерств образования, труда и социального развития и здравоохранения РФ. Их деятельность регламентируется Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии.

Специальное образование в нашей стране сложилась исторически и представляет собой разветвленную систему, включающую в себя горизонтальную и вертикальную структуры.

Так называемая горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка и специфику дефекта. С учетом названного подхода существуют следующие учебные заведения:

— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

— школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дома-интернаты для лиц с глубокими физическими и психическими отклонениями;

— специальные техникумы и ПТУ, где инвалиды получают профессиональную подготовку. .

Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и включает в себя 5 возрастных уровней:

период раннего младенчества (от 0 до 3 лет);

— Дошкольный период (от 3 до 7 лет);

период обязательного обучения (от 7 до 16 лет);

период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года для слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата);

период обучения взрослых инвалидов.

Дети с нарушениями в развитии в возрасте до 3-х лет воспитываются в домашних условиях, в детских яслях, дети-сироты — в домах ребенка. Коррекционная работа с ними проводится в различных центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации или абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях.

Для детей дошкольного возраста существуют следующие учреждения:

специальные детские сады с дневным пребыванием и круглосуточные;

коррекционные детские дома;

специальные группы в массовых детских садах;

специализированные реабилитационные центры;

— дошкольные группы в специальных школах (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

Специальные (коррекционные) школьные учреждения для детей с отклонениями в развитии реализуют программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Эти учреждения являются составной частью системы образования и предоставляют возможность получения образования в пределах специальных государственных образовательных стандартов, а также одновременно решают специальные задачи коррекционного характера, обеспечивая воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию детей со специальными нуждами.

Формы получения образования в рамках конкретной специальной программы с учетом потребностей и возможностей детей с отклонениями в развитии могут быть следующие:

специальная (коррекционная) школа (дневная или вечерняя);

специальная (коррекционная) школа-интернат;

реабилитационные центры;

— коррекционный класс при общеобразовательном учреждении;

индивидуальная — в общеобразовательном учреждении;

обучение на дому;

экстернат;

обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;

школы-профилактории.

Получение среднего и профессионального образования лицами с отклонениями в развитии возможно в следующих учреждениях:

специальных средних школах;

специальных производственных мастерских;

центрах социально-трудовой реабилитации;

специальных профессиональных училищах.

Для детей и подростков с девиантным поведением существуют 3 вида специальных учебно-воспитательных учреждений:

специальная образовательная школа;

специальное профессионально-техническое училище;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

В своей основе специализированные детские учреждения — глубоко гуманные. В них дети получают медицинскую, социальную, реабилитационную помощь, которую обеспечивают квалифицированные специалисты соответствующего профиля: педагоги, воспитатели, социальные работники. В то же время они не могут в полной мере заменить другие социальные институты. Микросреда специализированных учреждений, представляющая собой изолированное пространство, своего рода «резервацию» от здоровых сверстников, имеет и негативные стороны. Общаясь только в своей среде, дети прежде всего не получают необходимого опыта взаимодействия с другими людьми, живущими в обычных условиях, что порождает у них в дальнейшем существенные трудности социального плана. Для многих детей серьезным испытанием становится отлучение от семьи. Редкие контакты с родителями наносят им, зачастую, непоправимую психическую травму.

В настоящее время в системе специального образования ведутся интенсивные поиски повышения его эффективности. Принимаются меры по совершенствованию вертикальной и горизонтальной структур, появляются новые виды специальных учреждений для детей, испытывающих трудности в обучении, общении, поведении (в том числе и неправительственные), создаются принципиально новые многопрофильные и многофункциональные реабилитационные центры, оказывающие социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям разных возрастов с различными отклонениями в развитии.

Развитие специального образования, по мнению Л.М. Ши-пицыной, может осуществляться на основе двух подходов: дифференциации и интеграции (см. схему 4.1.).

Дифференциация осуществляется в процессе совершенствования существующих 8 видов специальных (коррекци-онных) учреждений, а также появления новых, таких как специальные школы для детей с аутизмом, с девиантным поведением и др.

Интеграция предполагает социальную интеграцию, т. е. вхождение, включение в наше общество детей-инвалидов, а также интегрированное обучение. Выделяется две модели интегрированного обучения: интернальная и экстеральная. Интерналъная интеграция *- интеграция внутри системы специального обучения, а экстеральная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.

Названные типы интеграции находятся в нашей стране в стадии развития и являются переходными от дифференцированного обучения детей в специальных учреждениях к интегрированному обучению. Определение сроков начала

 

интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. В первую очередь это зависит от выраженности отклонений в развитии. Так, дети с легкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольного возраста и включены в интегрированное обучение с начальной школы.

Детей с более серьезными нарушениями (зрения, слуха, речи и др.) целесообразно интегрировать в массовую школу после начального обучения, а для детей с тяжелыми и сложными отклонениями интегрированное обучение в общеобразовательной школе невозможно, оно реально только в специальной школе, т по типу интернальной интеграции.

Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.

Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.

В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.

Проблема перестройки специальной школы не решается одним днем. Несмотря на многие трудности, специальные учреждения стремятся совершенствовать свою работу, пытаются создавать условия для нормальной жизни детей, их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития.

В специализированные реабилитационные учреждения попадают дети, не только имеющие тот или иной физический дефект, но и серьезные социальные и психические отклонения, проявляющиеся в разной степени и в различной форме. У большинства таких детей деформирована в их личном опыте потребность в общении, познании, игре, труде, наблюдаются заметные нарушения в личностном развитии. Многие из них физически ослаблены, страдают хроническими заболеваниями, имеют нервные расстройства, подавлены, заторможены или чрезмерно возбудимы, а зачастую и агрессивны. У них, как правило, не сформированы простейшие санитарно-гигиенические и бытовые навыки.

Первейшей задачей коллектива специализированного учреждения является изучение каждого вновь прибывшего ребенка с помощью психодиагностических и других средств и разработка на основе полученных данных индивидуальной программы его реабилитации. Такой подход необходим для того, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность ребенка с учетом его потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей.

В процессе социальной реабилитации следует постоянно заботиться о снижении эмоционально-психологического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями. Реабилитировать ребенка или подростка — значит снять у него страх общения со сверстниками и взрослыми, укрепить его способность к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, труде, В ходе реабилитации нужно добиваться, чтобы ребенок или подросток постоянно следовал внутреннему правилу: «если я захочу, то смогу».

Учитывая, что семья для ребенка изначально является важнейшим фактором психического благополучия и развития, важнейшая задача специализированного учреждения любого профиля состоит в том, чтобы по мере возможности приблизить условия жизни детей к домашним. Для этого важно позаботиться о воссоздании функций, которые выполняет семья: санитарно-гигиенических, хозяйственно-бытовых, соблюдение традиций, форм поощрения и порицания, доверительности, конфиденциальности, сотрудничества со взрослыми, развитие у ребенка чувства собственной ценности и достоинства, удовлетворение потребности в персонифицированной любви и др.

Создать для детей такие условия возможно в том случае, если в группы при их формировании включать небольшое число детей, если они функционируют постоянно, не происходит их объединения и частой смены воспитателей. При соблюдении этих условий ребенок имеет возможность общаться с взрослыми, чувствовать себя в большей степени психологически защищенным.

Процесс социальной реабилитации в условиях специализированного учреждения должен опираться на позитивные возможности ребенка и не выходить за пределы доступных ему трудностей. Коррекционные занятия должны быть направлены на развитие у детей познавательной сферы: логического мышления, внимания, памяти, активного словаря, а также формирования навыков просоциального поведения. Наибольший эффект такие занятия дают, если они проводятся в естественных условиях: в лесу, в магазине, в парке, на улице, на почте и т. д.

Для того чтобы расположить детей к занятиям, рекомендуется на первых порах очень осторожно использовать оценки. Например, оценки выставлять не за знания, а за прилежание детей, их отношение к занятиям, постепенно включая и оценки за знания и умения, приобретенные детьми.

Важнейшим условием успешной социально-реабилитационной работы является вовлечение детей в посильный труд.

Специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями имеют специфическое назначение. Чтобы пребывание ребенка в нем принесло ощутимую пользу, необходимо создать в нем весь комплекс условий, обеспечивающих полную социальную реабилитацию, быт, возможность получения образования, приобщения к труду, медицинскую и психологическую помощь. Названные особенности детского специализированного учреждения требуют от его коллектива гибкого, не стандартного подхода, соблюдения принципов, ориентированных на интересы и потребности детей.

Реальной альтернативой специальной школе для инвалида является обучение на дому. В Законе об образовании предусматривается, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Затраты на домашнее обучение компенсируются родителям за счет государства в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Но такое обучение требует от родителей колоссальных усилий, и его эффективность зависит, главным образом, от их стараний.

Получение образования для инвалидов — решающее условие подготовки их к социально-экономической жизни. Однако преодолеть трудности, которые они испытывают при этом, только на уровне ведомственного подхода представляется невозможным. Нужна долговременная федеральная программа, направленная на комплексную, всестороннюю поддержку инвалидов, создание для них реальных возможностей полноценного развития, достойного существования, получения образования на всех его этапах и включения их в различные виды профессиональной деятельности.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий