О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей

o rabote uchitelya defektologa specialnogo korrekcionnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya dlya gluhih detej

Коррекция нарушенной слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры составляет одну из задач совершенствования системы образования глухих детей, является условием формирования у них устной речи как одного из важных факторов социальной адаптации.

Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Значимым является и обучение глухого восприятию неречевых звучаний, поскольку это условие более полного, широкого и целостного восприятия действительности, ориентации в окружающем мире.

Интенсивное развитие слухового восприятия учащихся (с помощью электроакустической аппаратуры) осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса и предусматривает их активное речевое поведение в условиях слухоречевой среды. Система работы по развитию слухового восприятия строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи на каждом этапе обучения в школе (особенно на первоначальном), индивидуальные психофизические возможности детей.

Развивающаяся в ходе всего учебно-воспитательного процесса слуховая функция (восприятие и воспроизведение устной речи, неречевых звучаний, музыки) служит основой для создания единой системы слухозрительно-кинестетических связей, что создает принципиально новую сенсорную основу для формирования устной речи. Эта система развивается при функциональном взаимодействии, прежде всего, слуховых, зрительных и кинестетических раздражений, которые возникают при восприятии и воспроизведении речи. В условиях интенсивного развития слуховой функции слухозрительное восприятие формируется как самостоятельная комплексная система, которая прямо не зависит от уровня развития ее составляющих — слухового и зрительного восприятия. Большинству учащихся только слухозрительное восприятие обеспечивает достаточно свободное понимание устной речи собеседника.

Особенно важно постоянное использование электроакустической аппаратуры разных типов (при оптимальном режиме ее работы) в разных организационных формах: уроки, групповые, индивидуальные и музыкально-ритмические занятия, занятия в слуховом кабинете, свободная деятельность детей.

Слуховой кабинет — важная организационная форма специального коррекционного обучения, центр работы по проведению педагогической диагностики нарушенной слуховой функции, оценке ее состояния и возможностей развития, изучению динамики развития у учащихся слухоречевой системы на всех этапах обучения в школе.

Важное направление работы слухового кабинета — подбор электроакустических аппаратурных средств, отвечающих как техническим, медицинским, так и психолого-педагогическим требованиям коррекционной работы в специальной школе. Подбор и уточнение оптимального режима работы электроакустической аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) осуществляют совместно с врачом-сурдологом с учетом комплекса факторов, в который входят данные аудиолого-педагогических исследований нарушенной слуховой функции, уровня общего и речевого развития, продолжительности слуховой тренировки, сформированное™ навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Таким образом, слуховой кабинет является центром коррекционной работы по развитию слуховой функции, содействует оптимизации условий и методических приемов специальной коррекционной работы по формированию устной речи. Работа слухового кабинета существенно влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий