На их основе формируется характер человека. Поэтому необходимо постоянно заботиться о том, чтобы с самого начала жизненного пути у ребенка формировались положительные привычки поведения. Они позволят ему быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях и овладевать новым опытом социальных отношений.
Акцентуации характера. В подростковом и раннем юношеском возрасте особенно заметными становятся типологические черты характера, которые обозначаются как варианты акцентуированных личностей (К. Леонгард) или акцентуированных характерологических свойств (А.Е. Личко). Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные свойства характера чрезмерно усилены, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. В спокойной обстановке они незаметны и возникают лишь в некоторых дисстресовых ситуациях, которые требуют соответствующей активной ответной реакции акцентуированного свойства. Акцентуации характера — это своего рода слабое звено в характере человека, обладающего повышенной возбудимостью к одним психотравмирующим факторам при определенной устойчивости к другим.
Известно несколько классификаций акцентуированных личностей и типов характера.
Так, К. Леонгард на основе изучения взрослых людей выделил 10 основных типов акцентуаций личности, которые сами по себе не являются патологическими, но при определенных условиях могут развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлениях.
А.Е. Личко предложил классификацию типов акцентуаций характера, расчитанную на подростково-юношеский возраст. В ней он дал характеристику 11 основным типам акцентуаций (гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротиче-‘ский, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилеп-тоидный, истероидный, неустойчивый, конформный).
А.В. Петровский, исходя из того, что рассмотрение акцентуаций характера предполагает привлечение в первую очередь педагога, а не психиатра, и, чтобы избежать прямых аналогий с психиатрическими терминами (шизоидные, эпилепто-идные черты), предложил свою классификацию. В нее он включил шесть важнейших типов акцентуаций, основанных на заимствовании наиболее удачных терминов из классификаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Это:
1. Интровертированный тип характера. Для него свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя.
2. Экстравертный тип — эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность.
3. Неуправляемый тип — импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
4. Неврастенический тип — преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к самому себе может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.
5. Сензитивный тип — свойственна пугливость, замкнутость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков делают особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность
6. Демонстрационный тип — присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищение и сочувствие. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) — все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников.
Кроме основных перечисленных типов акцентуаций характеров выделяют смешанные типы. Их формирование в детском и подростковом возрасте во многом обусловлено конституционально-генетическими и социально-средовыми факторами. В ряде случаев можно наблюдать усиление или нивелирование акцентуированных характеристик поведения в зависимости от органической недостаточности, связанной с той или иной болезнью, в ситуациях конфликтного характера. Например, при неудовлетворенности межличностными отношениями могут усиливаться такие характерологические черты, как раздражительность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность и пр. Их выраженность может быть более заметной в период привыкания к курению, употреблению алкоголя, наркотиков. Впоследствии, если не изменить социальную ситуацию развития, формируется патопсихологический комплекс аномально-личностных новообразований.
Воспитательная практика свидетельствует о том, что при правильно поставленной работе с детьми возможно предупреждение и блокирование имеющихся у них акцентуаций характера.
Использованная литература:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003