Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии

narusheniya lichnostnogo razvitiya u detej i podrostkov bez psihicheskoj patologii

Отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения волевой сферы, антисоциальная мотивация поведения, недостатки в развитии характера и многие другие.

К наиболее распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате соответствующих социальных воздействий.

Аномальные привычки — это своеобразные стили поведения, появившиеся в результате некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной социальной среде. Ребенок и подросток, не владея другими формами защиты своих прав, интересов, желаний, подражая взрослым и своим авторитетным сверстникам, начинает в общении проявлять грубость в виде сквернословия и других негативных форм реагирования. С другой стороны, в процессе взросления ребенок, став подростком, стремясь самоутвердиться в собственном воображении и в глазах сверстников, заимствует формы поведения, которые, по его мнению, делают его более взрослым. Это курение, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п.

В зависимости от причин, породивших аномальные привычки и различные формы девиантного поведения, выделяют следующие наиболее распространенные виды привычек:

1. Аморальные и ассоциальные привычки поведения. К ним относят поступки вербального (словесно-понятийного и двигательного), нравственно-поведенческого содержания, такие как сквернословие (нецензурная брань), грубый тон (крик), неискренность (лживость), употребление в речи так называемых слов-паразитов, несоблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за своим телом, одеждой (обкусывание ногтей на руках, отсутствие привычки мыть руки перед едой, чистить зубы, вовремя менять белье и т. п.), реакции конфликтного характера при взаимоотношениях (драчливость, повышенная моторно-двигательная и эмоциональная возбудимость).

2. Привычки вербального и моторно-двигательного характера, обусловленные невротическими состояниями. В их числе могут быть проявления логоневроза, повторяющиеся движения рук, головы, тики глаз, гиперемия кожи лица и др. Эти привычки чаще всего проявляются в ситуациях, порождающих у ребенка психоэмоциональное напряжение. Особенно это заметно в период болезни, во время конфликтов с родителями и сверстниками, в условиях повышенной ответственности (при невыполнении каких-то обещаний, при неподготовленности к уроку и др.). Одни дети в этих случаях становятся возбужденными, аффективными, капризными, плаксивыми, другие — стеничными, вялыми, третьи — сверхобщительными и т. п.

Основными причинами появления таких привычек могут быть вегетативная неустойчивость нервной системы ребенка, особые условия воспитания детей в семье (гиперопека и др.), трудности психологической перестройки при ускоренном или замедленном физическом созревании в подростковом возрасте и др. Если дете’й и подростков обучать приемам общения и саморегуляции, то у них формируются адаптационные механизмы, которые способствуют их постепенному преодолению.

3. Аномальные привычки интоксикационного генезиса. К ним относят привычки, связанные с употреблением алкоголя, табакокурением, наркоманию и токсикоманию. Развитие этих вредных привычек происходит постепенно. Решающее значение оказывает негативное микросоциальное окружение. Сначала подросток или юноша старается быть послушным в семье, с учителями и пытается скрывать то, что он, например, курит, пробует выпивать, и он как бы находится в двойственном положении. Эта раздвоенность позиции ведет к тому, что у детей появляются такие черты, как настороженность, хитрость, неискренность, которые со временем становятся устойчивыми личностными образованиями.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий