Наиболее распространенными социальными причинами, вызывающими нарушения в личностном развитии, могут быть

naibolee rasprostranennymi socialnymi prichinami vyzyvajushhimi narusheniya v lichnostnom razvitii mogut byt

1. Депривация (эмоциональная, социальная, сенсорная) — состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной психологической потребности. Ведет к задержке познавательной сферы, к нарушению процессов мышления, межличностного взаимодействия, возникновению заторможенности, апатии, раздражительности.

2. Влияние окружающей социальной среды, которая особенно значима для детского, подросткового и юношеского возрастов. Именно в эти периоды происходит интенсивное формирование характерологических свойств личности, потребностей, ценностных ориентации, мотивации поведения. Например, если подросток или юноша попадает в группу сверстников с антисоциальными формами поведения (насилие, тенденции к употреблению алкоголя, наркотиков), то у него разрушаются нормальные человеческие отношения, изменяются ценностные ориентации, которые и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его личностное развитие.

3. Образ жизни, преобладание определенных жизненных норм в статусе поведения ребенка, от которых зависит его соматическое (физическое) и психическое (душевное) здоровье. Например, ребенку или подростку часто объясняют, как он должен себя вести, какими качествами он должен обладать, но ситуации, когда он мог бы проявить себя в жизни, не создают. Подобный подход к формированию личности ребенка обуславливает различные психологические проблемы, в том числе и создает условия для возникновения отклонений в личностном развитии.

Биологические причины особенно отрицательно сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного детства. К ним можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, патологии беременности, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не проводилась специальная реабилитационная работа, обнаруживают различного рода аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом социальных условий, в которых находится индивид.

Основанием для классификации причин личностных нарушений могут также быть характеристики особенностей их возникновения и проявления.

С точки зрения причин возникновения нарушений. Причины нарушения личностного развития могут быть «внешними» или «внутренними», а нарушения — первичными и вторичными. «Внешними» причинами считают различные отрицательные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми (нарушенные отношения в семье, дошкольном учреждении, специальном учреждении). Действие «внутренних» причин представляется как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустрированность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению.

 

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий