Мотивы. Мотивация поведения и деятельности

motivy motivaciya povedeniya i deyatelnosti

Любая деятельность человека начинается с потребностей, но ее протекание в определенном направлении управляется мотивом. Мотив это непосредственный побудитель к деятельности. Мотив возникает в результате «встречи» с потребностью и определяется как предмет потребности. Появление мотива меняет тип поведения. Благодаря мотиву человек становится активным. Обычно действия человека побуждаются не одним, а несколькими мотивами, но одному из них принадлежит решающая роль, другим — второстепенные. Главный мотив называется ведущим, другие же, способствующие стимуляции той или иной деятельности, мотивами-стимулами.

Выделяют три группы мотивов, в основу классификации которых положены разные основания.

Первая группа — мотивы, связанные с содержанием деятельности или с ее процессом. К ним относят мотивы, побуждающие ребенка к познавательной деятельности и учению. Например, мотивы, связанные с желанием узнать новые факты, новые способы действия; мотивы, относящиеся к самому процессу учения, преодолению трудностей, возникающих при решении тех или иных задач.

Вторая группа — мотивы, появляющиеся в результате взаимодействия с социальным окружением. Это мотивы — цели. В их число входят: широкосоциальные мотивы, узколичностные мотивы, мотивы с отрицательной и положительной направленностью. Так, к широкосоциальным мотивам обычно относят такие мотивы, как чувство долга и ответственности перед обществом, семьей, друзьями,"коллективом, учителями; мотивы самоопределения, проявляющиеся в понимании значения знаний в жизни; мотивы умственного, физического, эстетического совершенствования.

Узколичностные мотивы проявляются в стремлении ребенка, например, хорошо учиться, чтобы не обидеть родителей или близких, получить похвалу, подарок, утвердиться в группе.

Отрицательные мотивы могут проявляться в стремлении избежать неприятностей: наказания, порицания.

Третья группа — мотивы, характеризующиеся осознанием личностью своих побуждений. Мотивы этой группы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым мотивам относят убеждения, идеалы, цели, ценностные ориентации, формирующиеся на основе мировоззрения человека, а также интересы, стремления и др.

Важным источником формирования мотивов выступает система ценностей, на которую ориентируется человек в своей жизни и деятельности.

Ценность — это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость предмета или явления. Ценность может выступать в форме общественного идеала, в виде произведений материальной и духовной культуры, человеческих поступков, социальных ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму жизнедеятельности человека, входят в психологическую структуру личности и становятся личностными ценностями.

Ценностные ориентации складываются на основе ценностных представлений, путем осознания потребностей в их сравнении с окружающим миром и путем воздействия социальной среды и воспитания. Они могут иметь как рассудочный, так и эмоциональный аспект и представляют собой единство эмоционального и рационального.

У каждой личности складывается система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях. У одних это носит фрагментарный характер, конгломерат различных ценностных представлений, у других — целостный, когда имеющиеся ценности подчинены одной наиболее важной для личности, что и отражается на жизнедеятельности и на поведении людей.

В числе важнейших мотивов личности, побуждающих ее к активности, выступают интересы.

Интерес проявляется в осознанной направленности личности на определенный предмет или явление в связи с его привлекательностью или нужностью. Интерес, как и мотив, способствует ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, широте и устойчивости. В основе устойчивости интереса всегда лежит положительное эмоциональное состояние, вызываемое процессом удовлетворения значимых для человека потребностей.

Еще одним осознанным мотивом могут выступать стремления.

Стремление — это эмоциональное переживание человека, проявляющееся в его тяготении к значимому для него объекту.

В качестве объекта стремления могут выступать реальные люди, предметы, ситуации, а также субъективные объекты — желания, мечты и грезы.

Неосознаваемые мотивы это те, о действии которых человек не отдает себе отчета, не догадываясь об их существовании. Неосознаваемых мотивов значительно больше, чем осознаваемых. До определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым. Осознание собственных мотивов требует большого интеллектуального и жизненного опыта. Это, по сути дела, специальная деятельность, имеющая свой мотив — самопознание и нравственное самосовершенствование. К неосознаваемым мотивам относят влечения, установки, социальные установки.

Установка проявляется в неосознаваемой готовности человека к выполнению деятельности определенным способом.

Социальная установка — это выражение ценностной ориентации в форме социально-детерминированной предрасположенности личности к заранее определенному отношению к человеку, к той или иной вещи и т. д. Установка может быть реализована как настроение, как определенный эмоциональный или эмоционально-рассудочный настрой (оптимистический, пессимистический, скептический, романтический) по отношению к тому или иному объекту. Основной путь формирования социальной установки — путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт.

Неосознаваемые мотивы могут появляться и в сознании, но в особых формах. В их числе называют такой мотив, как личностный смысл. Личностный смысл — это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Для выявления причин, определяющих направленность поведения человека, используют понятие «мотивация». Мотивация это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности и поведения личности. Выделяют такие типы мотивации, как мотивация благополучия, мотивация престижности, мотивация доминирования, мотивация достижения и др. Мотивационная сфера человека определяет масштабы и характер личности. В зависимости от того, какие мотивы преобладают — узколичностные или общественно-значимые — можно прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. В реальной обстановке потребности и мотивы формируются в деятельности. Один из механизмов образования мотивов получил название сдвиг мотива на цель, или превращения цели в мотив. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Однако это может произойти в том случае, если накапливаются положительные эмоции. Положительные эмоции в этом процессе, как подчеркивает Ю.Б. Гипенрейтер, выступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данный предмет с системой существующих мостиков, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного" из них.

По мнению американского психолога Л. Фестингера, в основе мотивации лежит когнитивный диссонанс. Под «когни-цией» подразумевается любое знание, мнение или убеждение человека, а под «диссонансом» — их несоответствие знаниям, мнениям и убеждениям других людей. Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, вызванное одновременной акцентуацией в психике субъекта противоречивых взаимоисключающих потребностей, мотивов деятельности, дошедших до внутреннего конфликта, выход из которого он стремится найти посредством своего поведения.

В трудах К. Левина в качестве психологического механизма мотивации рассматривается соотношение образа «самого себя» и «идеального образа». По его мнению, самооценка человека как индивида и как личности и его представление об идеале могут не совпадать, что приводит к активности человека, направленной на снятие этого несоответствия. Снятие несоответствия между идеалом и самооценкой происходит посредством таких психических феноменов, как «уровень притязания» и «уровень ожидания».

Уровень притязания — это установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящийся в зависимости от уровня самооценки личности.

Уровень ожидания зависит от веры индивида в свои способности и возможности в определенной сфере деятельности, а также общей уверенности в себе, т. е. связан с самооценкой.

Эти уровни могут дополнять друг друга, совпадать, а также обнаруживать несоответствие, что будет обуславливать определенный тип поведения человека, выступать в качестве механизма построения мотивации.

Проблемы механизмов мотивации разрабатывались также в русле психоанализа 3. Фрейдом, А. Адлером, Э. Фромом. В качестве основных механизмов мотивации в их трудах выдвигаются неосознаваемые противоречия. А. Адлер основным механизмом построения мотивации считал «комплекс неполноценности». По его мнению, этот комплекс представляет собой неосознаваемое переживание, возникающее на основе недовольства собой: своей внешностью, личностными характеристиками и т. п.

Э. Фром основным механизмом построения мотива считал неосознанное переживание, возникающее на основе осознания человеком отделения его от природы, что вызывает чувство одиночества, бессилия и своего ничтожества, поэтому поведение человека направлено на снятие этой отрицательной напряженности.

Итак, в сложном процессе формирования личности, побуждающей ее активность и определяющей ее направленность, ведущую роль играют мотивы. Мотивация служит побудителем поведения, направляет его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсюда очевидно, что в целостном процессе воспитания и социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями формирование потребностно-мотиваци-онной сферы должно стать главным направлением.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий