Материалы для обследования учащихся. Серия проверок № 1. Условная двигательная реакция при слуховом восприятии. Слуховое восприятие неречевых стимулов

materialy dlya obsledovaniya uchashhihsya seriya proverok 1 uslovnaya dvigatelnaya reakciya pri sluhovom vospriyatii sluhovoe vospriyatie nerechevyh stimulov

Задачи обследования: выявление у ученика наличия условной двигательной реакции при восприятии на слух (электроакустическую аппаратуру не используют) неречевых стимулов: барабана, гармошки, свистка, шарманки и др.;

определение оптимального расстояния, на котором ученик уверенно реагирует на предъявленные стимулы.

Методика проведения обследования. Стойкая условная двигательная реакция выражается в том, что в момент предъявления неречевого стимула (педагог подает непродолжительный сигнал на музыкальном инструменте) ребенок, воспринимая сигнал на слух (без опоры на зрительное восприятие), реагирует определенным действием: идет, приплясывает, поднимает руку, имитирует игру на музыкальном инструменте и т.д. При этом ученик может сопровождать движения голосовыми реакциями (произносить слоги типа папапа.., татата.., ляляля… и др.) или выполнять задание молча. Ученик должен уметь ждать сигнал и действовать точно с началом сигнала, прекращать движения с окончанием сигнала.

Учитель подает непродолжительные сигналы обычной громкости (не усиливая и не ослабляя звучание инструмента), постоянно меняя длительность паузы между сигналами, с тем чтобы ученик ждал сигнал и действовал одновременно с началом сигнала.

Обследуется восприятие сигналов бинаурально, затем каждое ухо в отдельности, сначала лучше слышащее ухо.

Обследование может занимать несколько занятий и предполагает определенную подготовку ученика к проведению контрольной проверки.

‘ Материалы обследования даны для классов основного общего образования.

“ Обследование проводится в начальный период обучения учащихся.

При подготовке ученик воспринимает неречевые стимулы сначала слухозрительно, видя учителя, подающего на музыкальном инструменте звуковые сигналы, и одновременно с сигналом (сначала по подражанию учителю, а потом самостоятельно) выполняет определенное действие, например, идет под ритмичные звуки барабана. Затем, когда ребенок четко и точно выполняет задание в данных условиях, учитель подает сигналы только на слух.

Учитель фиксирует расстояние, на котором ученик четко реагирует на предъявленные звуковые сигналы. В процессе слуховой тренировки на нескольких занятиях учитель пытается определить оптимальное расстояние, на котором ребенок реагирует на данный стимул.

В протоколе отмечают неречевые стимулы, на которые реагирует ученик на слух, а также расстояние, на котором выявлена стойкая условная двигательная реакция на данные стимулы. Это расстояние является исходным на данный период обучения. В дальнейшем оно может быть увеличено.

Анализ полученных результатов, при анализе учитывают прежде всего неречевые стимулы, на которые реагирует ученик (глухой ребенок может реагировать не на все предъявленные стимулы), а также расстояние, на котором выявлена четкая условная двигательная реакция.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий