Малая группа. Истоки возникновения групповых отношений и некоторые особенности их становления у детей с ограниченными возможностями здоровья

malaya gruppa istoki vozniknoveniya gruppovyh otnoshenij i nekotorye osobennosti ih stanovleniya u detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya

Индивидуальное развитие человека происходит в процессе установления многообразных прямых и косвенных связей, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающими людьми, включенными в различные социальные общности, членом которых по мере взросления становится и сам ребенок. Для ребенка с ограниченными возможностями особое значение для удовлетворения его социальных потребностей приобретает малая группа.

Малая группа — относительно небольшое число контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Это может быть семья, объединение близких ребенку людей, группы в детских дошкольных, общеобразовательных и специализированных учреждениях, группы сверстников и т. п.

Малая группа отличается от других групп своей относительно простой структурой. Это означает, что в малых группах есть авторитарный лидер (если группа неофициальная), или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. Если же внутри группы, занятой какой-либо деятельностью, появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то малая группа становится структурно сложной и нередко распадается на две или более малые группы.

Новые группы вступают в межгрупповые отношения независимо одна от другой. Если малая группа занята социально значимой и ценной деятельностью, то она может стать группой высокого уровня развития.

К отличительным признакам малой группы относят:

пространственное и временное соприсутствие людей. Оно дает возможность установлению личных контактов, которые включают в себя все стороны общения: информационную, интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (способность воспринимать человека человеком);

наличие постоянной цели совместной деятельности. Она может выступать в виде ближней перспективы, то есть

быстро реализуемой цели по времени и значимой для группы; в виде вторичных целей — более длительных по времени и выводящих на интересы других групп; в виде дальней перспективы. Цели совместной деятельности способствуют сплочению группы;

наличие в группе организующего начала. Оно может быть представлено в виде лидера, руководителя, а также распределено между членами группы, и лидерство может носить ситуативно-специфический характер. То есть роль лидера в определенной ситуации принимает на себя один из членов группы;

разделение и дифференциация персональных ролей. Каждый член группы вносит свой вклад в совместную деятельность;

наличие эмоциональных отношений между членами группы. Они влияют на групповую активность, формируют внутреннюю структуру межгрупповых отношений;

выработка специфической групповой культуры, т. е. норм, правил, определяющих поведение большинства членов группы.

Малая группа постоянно изменяется и развивается. Ей присущи следующие общие закономерности:

1) в группе постоянно происходят структурные изменения;

2) группа развивается (либо прогресс, либо регресс);

3) между членами группы может происходить обмен «ролями ».

Малые группы, в которые оказывается вовлеченным ребенок с ограниченными возможностями, являются не только местом, где удовлетворяются социальные потребности, но и важнейшим фактором и условием формирования его как личности. Включаясь в систему отношений, свойственных данной группе, ребенок постепенно усваивает ее ценности и нормы, регулирующие поведение, и, в конечном итоге, он в своих поступках и действиях становится похожим на других членов группы.

Исследование слепоглухонемых детей, проведенное основателем отечественной тифлосурдопедагогики И.А. Соколян-ским, показало, что их развитие, хотя вследствие отсутствия зрения и слуха бедное и ограниченное, имеющее огромные диспропорции между хронологическим и психологическим возрастом, подчиняется общим закономерностям онтогенетического развития. У слепоглухонемых, как и у детей зрячеслыщащих, психическое и личностное развитие начинается в условиях неразрывного единства ребенка и взрослого в их совместной деятельности по удовлетворению элементарных органических побуждений. Причем, важнейшим условием этих отношений является установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым.

Аналогичным образом протекает процесс психического и личностного развития детей, имеющих другие ограничения жизнедеятельности, то есть он подчиняется тем же общим закономерностям: взрослый представляет для ребенка ту микросреду, с которой ребенок активно взаимодействует, приобретает определенный социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими его людьми.

Вместе с тем, динамика развития нормального и аномального ребенка, хотя и подчинена общим закономерностям, характеризуется специфическими особенностями, причем сугубо индивидуальными для определенного вида аномального развития. Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития аномальных детей — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.

Рассмотрим некоторые особенности начальной стадии зарождения общения и взаимоотношений между ребенком и взрослым и их влияние на последующее психическое и личностное развитие ребенка.

Появившийся на свет ребенок с первых минут жизни начинает испытывать влияние социальной среды. Существует ряд звеньев, через посредство которых общество «прикасается» к отдельной личности. В качестве наиболее близкой к личности клеточки общества выступает микросреда, куда входит семейное окружение ребенка. Личностная микросреда ребенка, по определению Я.Л. Коломинского, представляет собой единство двух основных социально-психологических подсистем: «взрослый—ребенок» и «ребенок—ребенок».

Подсистема «взрослый—ребенок» возникает сразу после рождения ребенка и продолжает действовать до тех пор, пока он не станет взрослым. Сначала взаимоотношения взрослого и ребенка носят односторонний характер — без психологического отклика со стороны ребенка. Но постепенно у него появляется объективная потребность во взрослом человеке, которая начинает ярко проявляться при нормальном развитии на третьем месяце жизни в виде « комплекса оживления ». С этого момента в психической жизни ребенка появляется новыйлементобщение, малыш делает первые попытки общаться, взаимодействовать с другим человеком.

Когда общение приобретает двусторонний характер, система «матьребенок» с социально-психологической точки зрения становится «малой группой». Именно здесь ребенок приобретает тот социально-психологический опыт, который на следующих возрастных этапах ведет к расширению круга общения, распространяется на других значимых взрослых, в том числе и в системе «ребенок—ребенок».

Таким образом, образование «малой группы» приходится на первые месяцы жизни ребенка. Она становится точкой отсчета его развития как биосоциального существа и универсальной системой межличностного общения на протяжении всей последующей жизни. Появление малой группы знаменует новый человеческий этап отношений ребенка с другими людьми.

Психологами замечено, что если у ребенка в онтогенезе раньше появляются психические новообразования, то его развитие качественно меняется. Так, если ребенок раньше начинает выполнять целенаправленные манипулятивные действия с игрушками и другими предметами, у него более эффективно формируется зрительно-двигательная координация, развивается потребность к «исследовательской» деятельности. Более раннее овладение прямой походкой делает его более самостоятельным и создает лучшие условия для освоения окружающего пространства, повышает жизненный тонус, усиливает активность. Овладение предметной деятельностью способствует интенсивному развитию речи. Формирование речи в более ранний период становится основой своевременного или ускоренного развития общего психического развития.

То же самое происходит и с появлением «малой группы», возникшей в процессе взаимодействия матери и ребенка. Если «комплекс оживления» появляется своевременно, то ребенок раньше переходит от простого эмоционального общения к сотрудничеству с взрослыми, к активному овладению сначала манииулятивными действиями, а затем и действиями с орудиями-предметами: кружкой, ложкой и т. д. Все это развивает интерес к игровой деятельности, стимулирует своевременное появление зачатков самостоятельности.

Такова динамика возникновения отношений в системе «взрослый—ребенок» у нормально развивающихся детей. У тех же, которые имеют определенные виды ограничений (слепые, глухие, глухонемые, умственно отсталые и т. д.)» возникновение малой группы может значительно задерживаться, приобретать качественно иной характер и, естественно, ограничивать или тормозить поступательное психическое и личностное развитие.

Отсюда возникают серьезные помехи в реализации ребенком сензитивных периодов, в появлении психических и личностных новообразований, в возникновении ведущих типов деятельности не только в дошкольном детстве, но и в последующие возрастные периоды. Может также деформироваться развитие ведущих социальных потребностей, таких, как: потребности в общении с взрослыми, с помощью которой ребенком усваивается социальный опыт; потребности во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; потребности в общении со сверстниками, посредством реализации которой приобретается положительный опыт сотрудничества и взаимопомощи, а также потребности в движениях, приводящей к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Так, у нормально развивающегося ребенка в дошкольный период в процессе межличностного взаимодействия с детьми активно складывается познавательная и личностная формы общения. Познавательное общение проявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез отноj сился к нему — как к товарищу. Личностная форма общения характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

У ребенка же с ограниченными возможностями, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.

Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, неситуатив-ность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении. По выражению Л.И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.

В то же время задержка в появлении этого новообразования, особенно при наличии у ребенка того или иного дефекта, ослабляет социальный фактор развития, делает его недостаточно эффективным, влечет за собой отставание в психическом и личностном развитии.

Нарушения развития у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, как правило, многоплановы. Они могут проявляться в интеллектуальной, двигательной, речевой, сенсорной неполноценности, причем в разных формах и в разной степени выраженности и, если своевременно не будут приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные нарушения в структуре дефекта. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить у ребенка отклонения в развитии, оказать ему необходимую помощь, а также создать соответствующие условия для повышения роли социального фактора в развитии его личности.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий