Личность. Личность в норме и в патологии

lichnost lichnost v norme i v patologii

Определение понятия «личность»

Начиная с мыслителей древности и до наших дней, не утихают споры, связанные с пониманием природы личности, ее сущности и специфики бытия. За этот долгий путь повышенного внимания к этой проблеме сложилось немало школ и направлений, предложивших свои концепции понимания личности. Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. На их основе разрабатываются различные подходы к проблеме развития и коррекции личности.

Анализ теорий личности, предпринятый американскими психологами Л. Хьеллом и Д. Зиглером, показывает, что исходные теоретические положения, которыми руководствовались их авторы, основательно определяют их взгляды на природу личности.

Так, 3. Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» — «Я» — «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным — предсознательным — сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии. Согласно его представлениям, поведение человека в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами и подчинено трем принципам: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности.

Абрахам Маслоу был убежден в том, что большинство наших поступков является результатом сознательного и свободного выбора. В центре его концепции — самоактуализирующаяся личность. Особое место в ней занимает структура потребностей человека.

 

Согласно Э. Фромму, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.

Представители отечественной психологии базируются на понимании личности как социального качества, формирующегося в деятельности и общении в процессе усвоения индивидом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством.

Согласно современным представлениям, личностью человек не рождается, он всего лишь индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель своеобразных индивидуальных качеств и обладающий потенциальной возможностью стать личностью

Человек, как живое существо, относящееся к виду Homo Sapiens, представляет собой воплощение высшей ступени развития жизни на земле, достигший такого состояния благодаря тому, что на определенном этапе общественно-исторического развития стал субъектом сознательной преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого себя.

Появляясь на свет более беспомощным, чем детеныши подавляющего большинства животных, он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения. Но главное его отличие — потребность стать личностью, проявляющаяся в способности активно включаться в общественные связи и отношения, которые обуславливают его развитие, и потребность в самореализации, т. е. в стремлении реализовать свой жизненный потенциал: запас жизненной энергии, задатки, способности.

С позиций системного подхода человек является системой, где физическое и психическое, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Все это и предопределяет появление такого феномена, как личность.

Отечественная психология, считая человека биосоциальным существом, исходит из того, что развитие личности обусловлено действием двух взаимообусловленных факторов: анатомо-физиологических особенностей, передаваемых по наследству, и воздействий социальной среды, которые определяют не только содержание личностных качеств, но и оказывают влияние на его природные данные.

Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми. Иначе говоря, без усвоения индивидом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, без овладения человеческой культурой приобрести личностные качества невозможно. Об этом свидетельствует печальный опыт развития человека вне человеческого общества, когда по воле случая дети оказывались среди животных.

С другой стороны, под влиянием общества, организованного обучения и воспитания человек, не имея биологической полноценности, например, при тяжелых формах олигофрении, психических заболеваний, также не может достичь высокого уровня развития личности. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Так, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера, становятся особенностями личности в силу социальной детерминации.

Вместе с тем личность, как продукт общественных отношений, воспринимает социальные воздействия не пассивно. Преобразуя их, личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. То есть личность не только объект и продукт социальных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Личностью может стать любой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Однако уровень ее развития и качественные характеристики могут варьировать от самого высокого показателя до примитивного, иметь положительную или отрицательную направленность.

Личность каждого человека уникальна и наделена только ему присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность в сравнении с понятием «человек» и «индивид» более узкое понятие. Это характеристика человека по принципу социальной значимости. Своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость проявляются в темпераменте, чертах характера, в специфике интересов, перцептивных процессах, мотивационной сфере и интеллекте. Считается, что предпосылками формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразовываются в ходе воспитания и порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Исходным уровнем развития личности, как замечает К.А. Абульханова-Славская, является ее растворенность в событиях (сопричастность этим событиям). Следующий уровень — самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется, вырабатывает жизненную позицию по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п.

Вместе с тем качественные характеристики этого развития находятся в прямой зависимости от тех потенциальных возможностей, которыми обладает развивающаяся личность. К числу основных потенциалов, выступающих в роли динамических факторов и задающих направленность процессу развития личности, относят:

1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, и психологическими качествами, обеспечивающими продуктивность познавательной деятельности;

2) морально-нравственный потенциал. Обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями;

3) творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми. Данная способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые она выполняет.

5) эстетический потенциал, личности обуславливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в восприятии произведений искусства в творчестве (профессиональном или самодеятельном).

То есть личность определяется тем, что она, во-первых, знает, во-вторых, что она ценит, в-третьих, что и как она созидает, в-четвертых, с кем и как она общается, в-пятых, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность характеризуется следующими обобщенными качествами:

1) активностью — стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов-интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение. Они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной групповой деятельности (принцип деятельностного опосредования);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения установки, диспозиции и др.)

Основными сферами деятельности личности (по Н.И. Ше-вандрину, 1998), в которых она реализует свои потребности и преобразует себя, являются:

потребностно-мотивационная сфера включает различные потребности, испытываемые человеком в определенных условиях жизнедеятельности, мотивы, цели и т. д.;

эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, волевые усилия и их переживания. В эту же сферу входят эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности;

когнитивно-познавательная. Данная сфера представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Обобщенно сюда же относят когнитивно-познавательные процессы, состояния и свойства личности;

морально-нравственная. Эта сфера включает личностные нормативные регуляторы действий человека, закрепленные в привычках, обычаях, принципах социальной жизни. Формально эта сфера проявляется в морально-нравственных состояниях, действиях, проступках, свойствах личности;

экзистенционально-бытовая. К этой сфере относят субъективные самооценки существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью к своему бытию в мире;

действенно-практическая. Сюда входят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним относят: проявления его способностей, навыков, умений, достижений, прагматические аспекты личности;

межличностно-социальная. К этой сфере относят межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая им в процессах деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и др. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Итак, личность это системное прижизненное социально-психологическое качество, приобретенное индивидом в процессе своего развития путем включения, с одной стороны, в различные виды деятельности, общения, межличностные отношения, а, с другой активности самой личности, выступающей как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние социальные воздействия.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий