Контрольно – мониторинговое направление в педагогике

kontrolno monitoringovoe napravlenie v pedagogike

Психолого-педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае обнаружения негативных явлений. Таким образом, основной целью мониторинга является контроль и коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды образовательного учреждения. Мониторинг позволяет выявить эффективные технологии коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной деятельности.

В учреждениях для детей с проблемами в развитии необходимо создать условия для использования современных методов контроля образовательно-воспитательной и оздоровительной деятельности. Такими условиями являются:

• высокий уровень организационной культуры;

• развитое творческое пространство;

• вступление учреждения в активную фазу развития, что предполагает сформировавшуюся организационную структуру и наличие руководящего коллектива.

Качество и эффективность деятельности образовательного учреждения во многом определяется уровнем организационной культуры в нем, что предполагает в первую очередь наличие у педагогов и психологов специальных знаний и навыков диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, а у руководителя и специалистов методической службы – умений анализировать и направлять различные виды педагогической деятельности (физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, воспитательно-образовательной, диагностической и др).

Мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля как самого психолого-педагогического процесса, так и его результатов. Помимо этого психолого-педагогический мониторинг предполагает критику, проблематизацию, конструирование, анализ, диагностику, нормирование и программирование педагогической деятельности коллектива специального образовательного учреждения. Мониторинг позволяет проектировать новую деятельность, расширяя рамки сегодняшних возможностей ГОУ. Анализ ранее выполненных действий, осуществляемой деятельности, ее продуктов позволяет выйти на рефлексивную позицию и трансформировать содержание и формы педагогического процесса.

В специальном образовательном учреждении объектами мониторинга могут быть:

• Нервно-психическое и физическое развитие детей.

• Психоэмоциональное состояние и развитие личности ребенка.

• Адаптация к условиям жизни в ДОУ.

• Различная деятельность ребенка (коммуникативная, предметная, игровая, продуктивная, элементарная учебная и др.) и его развитие в ней.

• Влияние создаваемой в учреждениях социокультурной среды на развитие ребенка и его психологическое благополучие.

• Физкультурно-оздровительная деятельность и ее влияние на развитие физических качеств и физической подготовленности детей.

• Развитие инновационных процессов и их влияние на повышение общего качества работы учреждения по основным направлениям его деятельности.

• Педагогическая деятельность воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов, психологов, их профессиональный рост.

• Различные аспекты взаимодействия учреждения с семьями воспитанников.

• Школьная адаптация и результаты успеваемости.

• Объектом мониторинга может быть и функционирование управленческой структуры в меняющейся социальной и образовательной ситуации.

Таким образом, диагностическая и контрольно-мониторинговая деятельность в специальном детском саду или школе позволяет оптимизировать коррекцион-но-педагогический процесс, разработать адаптивную модель учреждения, эффективно функционирующего в современных условиях.

Использованная литература:

Борякова Н.Ю. — Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Высшая школа) — 2008

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий