Комплексное педагогическое обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения)

kompleksnoe pedagogicheskoe obsledovanie sluhovoj funkcii sostoyaniya ustnoj rechi ee vospriyatiya i vosproizvedeniya

В комплексное педагогическое обследование устной речи (ее восприятия и воспроизведения) глухих детей на начало обучения в школе включается:

педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры);

педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры);

выявление возможностей понимать собеседника и быть понятым им при устном общении на материале элементарных фраз разговорного характера, а также на материале связной речи;

изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация).

Важное значение следует придавать выявлению у детей базовых способностей для развития нарушенной слуховой функции: умению вычленять звуковой сигнал (наличие устойчивой условной двигательной реакции на речевые и неречевые стимулы) и дифференцировать речевые стимулы прежде всего по их длительности и интенсивности.

Комплексное педагогическое обследование начинается с изучения особенностей психофизического развития ребенка, состояния его здоровья, времени, причины и характера нарушения слуха, данных аудиометрического обследования за весь дошкольный период на основе медицинского заключения, педагогической характеристики дошкольного учреждения, а также беседы с родителями. Особое значение имеет выяснение уровня речевого развития, а также особенностей устного общения в семье.

Прежде всего выясняют следующее:

дату рождения, возраст ребенка при поступлении в школу;

когда у ребенка наступило снижение слуха и его причины, данные о состоянии тонального слуха ребенка за весь дошкольный период;

как проходило психофизическое развитие ребенка до и после снижения слуха, развитие его речи; перенесенные заболевания (с указанием возраста ребенка, заболевания, характера его протекания);

сопутствующие нарушения психофизического развития (первичные нарушения движений, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость и др.), хронические соматические заболевания;

где наблюдался и обучался ребенок до поступления в школу (место обучения, продолжительность, эффективность с точки зрения специалистов и родителей);

когда ребенок слухопротезирован, какими аппаратами, как пользуется ими (постоянно или периодически), причины непостоянного пользования аппаратом;

имеются ли родственники с нарушениями слуха;

данные о семье (полная — неполная, возраст родителей, профессия, количество детей, их возраст и т.д.);

участие семьи в воспитании ребенка;

как общаются родители с ребенком, проводится ли дома специальная работа над речью ребенка.

Данные, полученные из характеристики ребенка и беседы с родителями, записывают в карту ученика.

Кроме этого, после специального обследования школьного психолога и учителя класса в карту вносят их заключения об особенностях психофизического и речевого развития ученика при поступлении в школу(см. приложение).

Комплексное обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения) проводится не раньше, чем через две недели после поступления ученика в школу, что связано с необходимостью адаптации к школьным условиям и уточнения режима работы электроакустической аппаратуры.

Режим работы электроакустической аппаратуры, используемой учениками (стационарной и индивидуальных слуховых аппаратов), устанавливается врачом-сурдологом и уточняется совместно с учи- 1елем-дефектологом слухового кабинета. В процессе педагогической работы учитель индивидуальных занятий также постоянно следит hi режимом работы слуховых аппаратов, уточняя его при необходимости с врачом-сурдологом и учителем-дефектологом слухового кабинета.

П ровер к и проводятся на индивидуальных занятиях. Каждый сеанс обследования занимает не более 20-25 минут. В целом комплексное обследование всех учащихся класса занимает примерно две недели.

В проверках принимают участие учитель индивидуальных занятий и учитель-дефектолог слухового кабинета. Учитель индивидуальных занятий проводит обследование, являясь диктором, анализирует полученные результаты. Учитель-дефектолог слухового кабинета участвует в обследовании ученика, организует обсуждение результатов проверки педагогами, работающими с данным учеником, психологом и врачом школы, а также совместное планирование работы над устной речью (ее восприятием и воспроизведением) учителями. ведущими индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, музыкально-ритмические занятия, занятия в слуховом кабинете, и воспитателем.

Обследование слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произношения проводят со стационарной аппаратурой, которую постоянно используют на индивидуальных занятиях. Условную двигательную реакцию на речевые стимулы, а также восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов (списки Е.П. Кузьмичевой) проверяют без использования электроакустической аппаратуры.

Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий