В комплексное педагогическое обследование устной речи (ее восприятия и воспроизведения) глухих детей на начало обучения в школе включается:
педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры);
педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры);
выявление возможностей понимать собеседника и быть понятым им при устном общении на материале элементарных фраз разговорного характера, а также на материале связной речи;
изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация).
Важное значение следует придавать выявлению у детей базовых способностей для развития нарушенной слуховой функции: умению вычленять звуковой сигнал (наличие устойчивой условной двигательной реакции на речевые и неречевые стимулы) и дифференцировать речевые стимулы прежде всего по их длительности и интенсивности.
Комплексное педагогическое обследование начинается с изучения особенностей психофизического развития ребенка, состояния его здоровья, времени, причины и характера нарушения слуха, данных аудиометрического обследования за весь дошкольный период на основе медицинского заключения, педагогической характеристики дошкольного учреждения, а также беседы с родителями. Особое значение имеет выяснение уровня речевого развития, а также особенностей устного общения в семье.
Прежде всего выясняют следующее:
дату рождения, возраст ребенка при поступлении в школу;
когда у ребенка наступило снижение слуха и его причины, данные о состоянии тонального слуха ребенка за весь дошкольный период;
как проходило психофизическое развитие ребенка до и после снижения слуха, развитие его речи; перенесенные заболевания (с указанием возраста ребенка, заболевания, характера его протекания);
сопутствующие нарушения психофизического развития (первичные нарушения движений, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость и др.), хронические соматические заболевания;
где наблюдался и обучался ребенок до поступления в школу (место обучения, продолжительность, эффективность с точки зрения специалистов и родителей);
когда ребенок слухопротезирован, какими аппаратами, как пользуется ими (постоянно или периодически), причины непостоянного пользования аппаратом;
имеются ли родственники с нарушениями слуха;
данные о семье (полная — неполная, возраст родителей, профессия, количество детей, их возраст и т.д.);
участие семьи в воспитании ребенка;
как общаются родители с ребенком, проводится ли дома специальная работа над речью ребенка.
Данные, полученные из характеристики ребенка и беседы с родителями, записывают в карту ученика.
Кроме этого, после специального обследования школьного психолога и учителя класса в карту вносят их заключения об особенностях психофизического и речевого развития ученика при поступлении в школу(см. приложение). ‘
Комплексное обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения) проводится не раньше, чем через две недели после поступления ученика в школу, что связано с необходимостью адаптации к школьным условиям и уточнения режима работы электроакустической аппаратуры.
Режим работы электроакустической аппаратуры, используемой учениками (стационарной и индивидуальных слуховых аппаратов), устанавливается врачом-сурдологом и уточняется совместно с учи- 1елем-дефектологом слухового кабинета. В процессе педагогической работы учитель индивидуальных занятий также постоянно следит hi режимом работы слуховых аппаратов, уточняя его при необходимости с врачом-сурдологом и учителем-дефектологом слухового кабинета.
П ровер к и проводятся на индивидуальных занятиях. Каждый сеанс обследования занимает не более 20-25 минут. В целом комплексное обследование всех учащихся класса занимает примерно две недели.
В проверках принимают участие учитель индивидуальных занятий и учитель-дефектолог слухового кабинета. Учитель индивидуальных занятий проводит обследование, являясь диктором, анализирует полученные результаты. Учитель-дефектолог слухового кабинета участвует в обследовании ученика, организует обсуждение результатов проверки педагогами, работающими с данным учеником, психологом и врачом школы, а также совместное планирование работы над устной речью (ее восприятием и воспроизведением) учителями. ведущими индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, музыкально-ритмические занятия, занятия в слуховом кабинете, и воспитателем.
Обследование слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произношения проводят со стационарной аппаратурой, которую постоянно используют на индивидуальных занятиях. Условную двигательную реакцию на речевые стимулы, а также восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов (списки Е.П. Кузьмичевой) проверяют без использования электроакустической аппаратуры.
Использованная литература:
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. — Развитие устной речи у глухих школьников [2000, DjVu, RUS]