Как поддержать ребенка?

kak podderzhat rebenka

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки» поддержки. Например, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками, которые не создают у ребенка ощущения психологической защиты, а приводят к переживаниям и мешают нормальному личностному развитию.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-кон-цепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; обучение способам справляться с различными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать чувство преследования и привести к конфликту со взрослым. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы и условия развития личности и раскройте особенности их воздействия на ребенка.

2. Обоснуйте, почему, чем раньше и больше происходят у ребенка физические изменения по мере созревания организма, тем более адекватными и более сильными становятся социальные реакции на них.

3. Что является тормозящим фактором в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и как их преодолеть?

4. Раскройте сущность понятий «возраст», «хронологический возраст», «психологический возраст».

5. Раскройте и обоснуйте основные положения и содержание периодизации развития личности, предложенной Д.Б. Элькониным.

6. Дайте характеристику основным стадиям социализации личности ребенка. Раскройте содержательные аспекты поэтапного социального развития личности, выделенные Д.И.Фельдштейном.

7. Что такое «кризис развития» в личности ребенка? Раскройте специфику протекания кризисных состояний у детей.

8. Раскройте сущность понятия «сензитивные периоды развития» детей и задачи их социальной реабилитации в этой связи.

9. Раскройте психологический смысл управления развитием личности ребенка с ограниченными возможностями, а также- место и роль в этом процессе психологической поддержки.

Темы для докладов и сообщений

1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и особенности его личностного развития.

2. Опыт использования учреждений культуры (концертных залов, кинотеатров, клубов, библиотек и др.) с целью более эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Формирование «Я-образа» у подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

2. Божоеич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1978.

3. Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.

4. Розанова FJB. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. 1983. № 6.

5. Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1980.

6. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.

214

7. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

8. Петровский А.В. Введение в психологию, М., 1995.

9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.

10. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

11. Рувинскип Л.И., Соловьева. А.Е. Психология самовоспитания. М., 1982.

12. Сластенин В А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

13. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

14. Фельдштейн ДЛ. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

15. Чернышев А.С., Дымов Е.И. и др. Организация психологической службы в школе. Курск, 1991.

16. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

17. Эльконин Д.В. Детская психология. М., 1960.

Глава 7

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий