Интегративной содержательной характеристикой, определяющей самочувствие ребенка в группе, является социально-психологический климат

integrativnoj soderzhatelnoj harakteristikoj opredelyajushhej samochuvstvie rebenka v gruppe yavlyaetsya socialno psihologicheskij klimat

Социально-психологический климат в детской группе отражает характер сложившихся отношений между детьми, возникших на основе реализации потребностей детей, психологической совместимости, близости, симпатий и антипатий, совпадения интересов, характеров и склонностей. Основой положительного климата в группе служат уважительное отношение детей друг к другу и взаимная помощь, удовлетворение их потребностей в общении, в самовыражении, в психологической защищенности.

Социально-психологический климат, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на группу многих объективных и субъективных факторов, постепенно приобретает относительную самостоятельность и начинает функционировать как механизм коллективного воздействия на деятельность и поведение группы, а также каждого конкретного ребенка, входящего в эту группу.

На социально-психологический климат в группе сильное влияние оказывают эмоциональные состояния, возникающие в результате межличностного взаимодействия детей. По этой причине в группе могут возникать естественные колебания эмоционального состояния, спады и подъемы настроения, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении длительного периода.

Одним из важных показателей социально-психологического климата в группе являются конфликтные ситуации, возникающие между детьми в результате столкновения разных позиций, желаний, интересов и приводящие к нарушению контактов. Конфликтность в группе негативно отражается на всех сторонах жизни детского коллектива и, прежде всего, на самочувствии детей, участвующих в конфликте.

Каким же образом можно добиться, чтобы детские группы оказывали более эффективное положительное воздействие на детей с ограниченными возможностями в условиях влияния названных факторов?

Существует несколько таких подходов.

Во-первых, организуя в условиях реабилитационного процесса взаимодействие детей в группе, необходимо учитывать наиболее значимые факторы, влияющие на эмоциональные переживания каждого ребенка от пребывания в детской группе (общение со сверстниками, совместные эмоциональные переживания).

Во-вторых, необходимо создавать такие ситуации, чтобы дети от совместного пребывания в группе получали положительные эмоциональные переживания, ожидали новых встреч, чтобы удовлетворялась их потребность в общении.

В-третьих, добиваться, чтобы ребенок, находясь в группе, ощущал себя равноправным ее членом, с которым считаются все другие члены группы.

Каждая группа имеет свои нормы и правила, благодаря которым регулируются внутригрупповые взаимоотношения. Но они не всегда могут отвечать задачам социальной реабилитации, причем, с помощью административных мер изменить их представляется не всегда возможным. Установлено, что активное воздействие на групповые нормы может оказать лидер группы или же этого можно достичь путем включения группы в другую деятельность.

Все названные факторы нужно с учетом возрастных особенностей учитывать и по возможности, в соответствии с задачами социальной реабилитации ребенка, на них влиять. Например, на групповую сплоченность можно воздействовать через осознание группой своей социальной роли и своего отличия от других групп; посредством использования различных факторов сплочения в виде символов, знаков, формы, девизов и т. п.; через формирование «мы — чувства».

Можно повлиять также на изменение групповых норм путем использования рассмотренных ранее механизмов воздействия, таких как внушение, подражание, убеждение.

При включении группы в деятельность создаются объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, регулирующих взаимоотношения в группе. Связано это с тем, что утверждение новых норм в рассматриваемом случае, как правило, проходит незаметно, так как внимание членов группы в это время сосредотачивается не на нормах отношений, а на ходе выполнения деятельности. Новые же нормы постепенно становятся регуляторами поведения детей в данной группе.

Человек в целом податлив к психологическому воздействию, но мера этой податливости зависит от многих причин. Одни люди стремятся жить независимо и активно сопротивляются любым попыткам оказать на них влияние, другие, не имея собственного мнения, подвержены любому воздействию, как положительному, так и отрицательному. Объяснить это можно тем, что каждый человек индивидуален и неповторим. На степень психологического воздействия влияет тип нервной системы, состояние здоровья, уровень психического развития, условия воспитания и многое другое.

Итак, используя в социально реабилитационной практике различные средства, механизмы и методы воздействия с целью усиления влияния группы на личность ребенка, мы тем самым способствуем формированию и при необходимости изменению механизмов регуляции поведения и деятельности как конкретного ребенка, имеющего те или иные жизненные ограничения, так и группы детей в целом. Одновременно с этим создаются реальные условия для повышения уровня развития группы и расширения ее возможностей как субъекта воспитательного воздействия.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «группа», «малая группа». Назовите основные типы групп.

2. Назовите отличительные признаки малой группы. Раскройте динамику развития межличностных отношений ребенка с другими людьми.

3. Раскройте особенности поведения нормальных детей и детей с отклонениями в развитии в малой группе.

4. Охарактеризуйте стратометрическую и параметрическую модели развития группы.

5. В чем суть понятия «коллектив» как группы высокого уровня развития?

6. Назовите основные опосредующие факторы становления межличностных отношений в группе.

7. Дайте характеристику основным этапам развития совместной деятельности людей.

8. Раскройте суть общих закономерностей, проявляющихся в межличностных отношениях на всех возрастных этапах развития ребенка.

9. Перечислите некоторые специфические особенности межличностных отношений, наблюдающиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья.

10. В чем и при каких условиях может проявляться положительное и негативное влияние группы на личность ребенка и подростка с ограниченными возможностями?

11. Раскройте сущность социально-психологических механизмов воздействия на ребенка в группе.

Темы для докладов и сообщений

1. Малая группа. Роль и место малой группы в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Динамические процессы в малых группах.

3. Формирование личности ребенка с ограниченными возможностями в системе межличностных отношений.

Литература

1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1988.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Донцов AM. Проблемы групповой сплоченности. М-, 1979.

254

4. Донцов AM. Психология коллектива. М., 1984.

5. Журбин ВМ. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда, К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.

6. Коломинский ЯЛ. Детские коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М., 1975.

7. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.

8. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. Ярославль, 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

10. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

11. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.

12. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

13. Столяренко ЛД. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

14. Робер МА., Тилъман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

15. Рудестам К. История психологии групп. Преимущества групповой формы. Понятие психокоррекционной группы // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

16. Уманский ЛМ. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

17. Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л.И. Уманского и его учеников // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сб. науч. трудов. Курск, 2000.

Глава 8

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий