Другим распространенным способом воздействия на людей является внушение

drugim rasprostranennym sposobom vozdejstviya na ljudej yavlyaetsya vnushenie

Внушение — это психологическое воздействие на психику другого человека, в первую очередь на его эмоциональную, бессознательную сферу, или на группы людей помимо а иногда и против их воли. Механизм внушения базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.

Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Внушение носит только вербальный характер. Во внушении очень большую роль играет экспрессивный элемент и, прежде всего, интонация голоса, которая усиливает убедительность, значительность слов для внушаемого. Как считают некоторые психологи, от правильного использования интонации на 90 процентов зависит успех внушения.

Способность к внушению не у всех людей одинакова. Внушаемость бывает выше у лиц со слабой нервной системой, с резкими колебаниями внимания, с невысоким уровнем интеллекта. Внушаемость зависит от возрастных различий. Более внушаемыми оказываются дети, в сравнении с подростками и юношами.

Посредством внушения детям прививаются многие нормы и правила поведения, правила личной гигиены, отношения к труду. В социально-реабилитационной работе с помощью внушения у детей формируется установка уверенности в своих силах и возможностях, правила взаимоотношений с людьми, нормы и правила поведения.

Косвенный способ предполагает опосредованное воздействие, т. е. не прямо, а через формирование ценностей, мотивов деятельности, интересов, отношений и т. п. Данный способ, в сравнении с первым, считается более эффективным, так как он не унижает чувство собственного достоинства ребенка.

Важным средством воздействия на развивающуюся личность ребенка служит психологически грамотная оценка. К данному виду воздействия на ребенка относятся поощрение, наказание, порицание, замечание, похвала, одобрение и ряд других, как положительных, так и негативных оценок. Своевременная оценка даже незначительного достижения ребенка в процессе социальной реабилитации является для него важным сигналом продвижения вперед, свидетельствующим о благополучном самоутверждении в социально ценном направлении. Так, психолог А.Г. Ковалев предлагает следующие правила оценки личности:

— положительная оценка эффективна в сочетании с высокой и справедливой требовательностью к человеку;

— неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает у ребенка чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе и закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования. Глобальная отрицательная оценка подрывает у ребенка веру в себя, вызывает отвращение к различным занятиям.

Наиболее целесообразна парциальная положительная оценка, в итоге которой личность гордится своим достижением в конкретном деле и, вместе с тем, осознает, что достигнутый успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях. Парциальная отрицательная оценка создает ситуацию, при которой ребенок понимает, что в данном конкретном случае он допускает ошибку, у него не все получается как надо, но он все же имеет возможность исправить положение, так как для этого у него есть необходимые силы и возможности.

Прямая (с называнием фамилии) и косвенная (без ее указания) оценки в присутствии других детей эффективны в тех случаях, если

— ребенок добился больших успехов в социальной деятельности благодаря личной инициативе, старанию, его следует похвалить персонально, публично;

— ребенок допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий — рекомендуется указать на сам факт нарушения, не называя фамилии ребенка. И в первом, и во втором случае дети будут благодарны за справедливую оценку.

На основе оценки окружающих, прежде всего взрослых, а также на базе оценки результатов собственной деятельности, у детей постепенно формируется самооценка. Особенно заметна ее роль при завышенной или заниженной самооценке. При завышенной самооценке у подростка, например, часто возникают конфликты с окружающими, трудности при выборе друга или подруги, его по этой причине могут не принимать в свои компании сверстники. При заниженной самооценке у ребенка возникает зависимость от других сверстников, появляются такие черты, как неуверенность в своих силах, недовольство собой и др.

Самооценка является не только регулятором поведения, но и существенным фактором формирования личности ребенка. Сравнивая себя с другими детьми, ребенок посредством самооценки критически оценивает свои возможности и определяет программу самовоспитания.

На результатах самовоспитания существенно сказывается появление у ребенка идеала, к которому он стремится. Удачно или неудачно выбранный идеал во многом определяется его самооценкой. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как самокритичность, высокая требовательность к себе, настойчивость, уверенность в себе, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность.

Самовоспитание — это высший уровень развития саморегуляции и самоуправления собой. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием и не только подкрепляет его, но и создает реальные предпосылки для более эффективного формирования личности.

Необходимыми компонентами самовоспитания, которые важно вырабатывать у ребенка с ограниченными возможностями, являются способность к самоанализу личностного развития, самоотчету и самоконтролю. Однако всему этому подростка надо научить, чтобы он овладел такими приемами самовоспитания, как самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Использованная литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2003

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Крутовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Добавить комментарий